Коммуникативные ресурсы института чтения в цифровую эпоху
Аннотация
Рассматривается проблема значимости чтения как социокультурного института. Сегодня чтение, этот традиционный, веками складывавшийся вид повседневных интеллектуальных занятий для саморазвития индивидуумов, испытывает серьезные проблемы, обусловленные прежде всего повсеместной цифровизацией контента массмедиа. Трансформация технологий и практик производства мультимедийных текстов не должны, как доказывается, оттеснять на второй план смысло-ценностные составляющие современной массмедийной деятельности и именно при посредстве коммуникативных ресурсов чтения в целом и системной работы по продвижению отдельных качественных текстов, в частности, можно даже в цифровую эпоху успешно реализовывать функции журналистики. Данный вид социальной деятельности способствует свободному духовному единению людей, что можно осуществить лишь под воздействием искусства, литературы и аргументирующей публицистики. С учетом данных социологических исследований сделан вывод о том, что принципы привлечения, а не удержания внимания, изобразительности, а не смыслотворчества, которых придерживаются сегодня многие массмедиа, а также большинство субъектов информационной деятельности в социальных сетях, не способствуют личностному и интеллектуальному развитию представителей массовой аудитории, ведь интенции при этом чаще всего обусловлены экономическими доминантами и отражением лишь актуальной повестки дня. Следовательно, это выводит на первый план проблематику формирования при помощи института чтения, в особенности у молодых поколений, практических навыков работы с объемными, информационно и концептуально насыщенными текстами печатных и сетевых изданий. В межпоколенческом культурно-цивилизационном взаимодействии институт чтения также является важнейшим коммуникативным ресурсом, поскольку играет роль связующего звена, формирующего не только диалоговые отношения, но и реализующего конкретные, как никогда востребованные сегодня, медиаобразовательные технологии обучения текстотворчеству, противостояния манипуляции, умению выделять главное, сущностное во все возрастающих объемах информационных потоков.
Литература
- Gudova MYu. Chtenie v epokhu postgramotnosti: kul’turologicheskii analiz [Reading in the age of post-literacy: a cultural analysis] [dissertation]. Yekaterinburg: Ural Federal University named after the first President of Russia B. N. Yeltsin; 2015. 329 p. Russian.
- Zaitzev АS. Creating a reading culture [Internet]. 2020 [cited 2020 March 10]. Available from: http://www.proshkolu.ru/user/alex-279z/file/3134231/. Russian.
- McLuhan M. Galaktika Guttenberga. Sotvorenie cheloveka pechatnoi kul’tury [The Gutenberg galaxy. Becoming a human printer]. Yudin A, editor. Кyiv: Nika-Zentr; 2004. 432 p. Russian.
- Hradzushka AA. Regional media in the digital age of journalism: sociological research. Journal of the Belarusian State University. Journalism and Pedagogics. 2019;1:36–46. Russian.
- Panizzon M.A three-level evaluation process of cultural readiness for strategic foresight projects. World Futures Review. 2019;11(4):331–350. DOI: 10.1177/1946756719862115.
- Zhuravlev AL, Ushakov DV, Kholodnaya MA, editors. Sovremennye issledovaniya intellekta i tvorchestva [Modern research on intelligence and creativity]. Moscow: Institute of Psychology Russian Academy of Sciences; 2015. 608 p. Russian.
- Runco MA, Acar S, Tang M, Hao N, Yang J. The social «cost» of working in groups and impact of values and creativity. Creativity: Theories – Research – Applications. 2016;3(2):229–243. DOI: 10.1515/ctra-2016-0015.
- Gudova MYu, Rubzova ЕV. Communication trends under the conditions of cultural-civilizational revolution. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury. 2018;24(3):172–176. Russian.
- Gendina NI. Lingvisticheskie sredstva institutov pamyati: bibliotek, arkhivov, muzeev i organizatsii smezhnykh sfer deyatel’nosti [Linguistic tools of memory institutions: libraries, archives, museums and organizations of related fields of activity]. Moscow: Litera; 2016. 398 p. Russian.
- Sanders J,Alberts P. Multimodal Literacies. In: Alberts P, Sanders J, editors. Literacies, the arts and multimodality. [S. l.]: NCTE, K-College; 2010. p. 1–25.
- Bahtin ММ. Sobranie sochinenii [Collected works]. Moscow: IMLI RAN; 1996–2012. Russian.
- Eco U. Ot dreva k labirintu. Istoricheskie issledovaniya znaka i interpretatsii [From the tree to the labyrinth. Historical studies of the sign and interpretation]. Moscow: Akademicheskii proekt; 2016. 559 p. Russian.
- Manovich L. Teorii soft-kul’tury [Theories of soft culture]. Nizhnii Novgorod: Krasnaya lastochka; 2017. 208 p. Russian.
- Assman Y. Kul’turnaya pamyat’. Pis’mo, pamyat’ o proshlom i politicheskaya identichnost’ v vysokikh kul’turakh drevnosti [Cultural memory. Writing, memory of the past and political identity in high ancient cultures]. Moscow: Yaziki slavyanskoi kultury; 2004. 368 p. Russian.
- Assmann A. Cultural memory and western civilization: functions, media, archives. Cambridge: Cambridge UP; 2012. 424 p.
- Dubin Boris. [34 % of Russians with higher education have never read a book. And they don’t want to]. Novaya gazeta. 2010 June 28. Russian.
- The Levada Center. Press release [Internet]. 2020 [cited 2020 March 1]. Available from: https://www.levada.ru/2019/07/01/dosug-i-razvlecheniya. Russian.
- Derikot N. Why are the humanities dying and classical philology is a radical political act [Internet]. 2020 [cited 2020 February 24]. Available from: https://knife.media/humanities-dying. Russian.
- Aro M, Olkinuora E. Riding the information highway – towards a new kind of learning. International Journal of Lifelong Education. 2007;26(4):385–398. DOI: 10.1080/02601370701417145.
- Zdravomyslov AG. Sotsiologiya konflikta [Sociology of conflict]. Moscow: Aspekt Press; 1996. 317 p. Russian.
- Stefanovskaya NA. Reading as a spiritual value (based on the results of research in the Lipetsk and Tambov regions) [Internet]. 2020 [cited 2020 January 21].Available from: http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=248. Russian.
- Oleshko VF. [Reading as a democratic value]. Izvestiya Ural’skogo federal’nogo universiteta. Seriya 1. Problemy obrazovaniya, nauki i kul’tury. 2015;2:76–84. Russian.
- Oskin Aleksandr. The future of the press in the USA, UK and Russia [Internet]. 2020 [cited 2019 December 22]. Available from: https://echo.msk.ru/blog/oskin/1610612-echo/. Russian.
- Luman N. Real’nost’ massmedia [The reality of the mass media]. Moscow: Praxis; 2005. 256 p. Russian.
- Drakokhrust Yuri. Half of Belarusians do not read books. Who is to blame, what to do and how are our neighbors doing? [Internet]. 2020 [cited 2020 March 12]. Available from: https://news.tut.by/culture/610213.html. Russian.
Copyright (c) 2020 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).