Художественное произведение в белорусском медийном арт-дискурсе: интерпретационные стратегии и ценностные ориентиры
Аннотация
Определяются основные интерпретационные стратегии художественного произведения в белорусском медийном арт-дискурсе. С аксиологической точки зрения рассматривается интерпретация, которая является важным этапом в процессе понимания художественного произведения. Субъективная по своей природе, она помогает объяснить действительность. Объективные факторы не исчерпываются внешними связями художественного произведения с действительностью и культурой. Существенное значение имеют и внутренние связи текста, а также его социальное функционирование. Все эти параметры обусловливают точность смысла художественного произведения, несмотря на множественность, вариативность его интерпретаций. Проблемой является отсутствие у некоторых исследователей общего представления о сути интерпретации в белорусском медийном арт-дискурсе и интерпретационных стратегий. С помощью анализа исследований интерпретации в философии, литературоведении и материалов белорусских массовых и специализированных изданий были выделены основные интерпретационные стратегии. Восстановительная стратегия позволяет разрушить в сознании аудитории стереотипы, которые возникли вокруг белорусской литературы и кинематографа. Аналитическая стратегия направлена на осмысливание художественного произведения в новой ментальности. При интерпретации художественного произведения можно использовать не только герменевтический подход, но и аксиологический, позволяющий выразить содержательную сторону художественного произведения через категорию ценности.
Литература
- Agapov OD. Interpretatsiya kak praktika avtopoezisa chelovecheskogo bytiya [Interpretation as the practice of the autopoiesis of human existence]. Kazan: Poznanie; 2009. 248 p. Russian.
- Govoruhina JuA. Russkaya literaturnaya kritika na rubezhe ХХ–ХХI vekov [Russian literary criticism at the turn of the 20th–21st centuries]. Krasnoyarsk: Siberian Federal University; 2012. 359 p. Russian.
- Katyalovіch І. How to hide behind the care of the movie, and to promote your interests [Internet]. 2020 [cited 2020 March 4]. Available from: http://www.zviazda.by/be/news/20191015/1571150588-yak-prykryvacca-klopatam-pra-kinoprasouvac-svae-intaresy. Belarusian.
- Orlova T. Small homeland in triplicate [Internet]. 2020 [cited 2020 March 4]. Available from: https://sputnik.by/columnists/20190129/1039805372/Malaya-rodina-v-trekh-ekzemplyarakh.html. Russian.
- Kuzmina NA. Mechanisms of interpretation of the classical text in B. Akuninʼs «Seagull» [Internet]. 2020 [cited 2020 March 10]. Available from: http://www.philol.msu.ru/~rlc2007/pdf/11.pdf. Russian.
- Orlova T. There were relatives, they became strangers. Family scandals right on stage [Internet]. 2020 [cited 2020 March 12]. Available from: https://sputnik.by/columnists/20190926/1042838080/Byli-rodnye-stali-chuzhie-Semeynyeskandaly-pryamo-na-stsene.html. Russian.
- Polikarpova EV. Aksiologicheskie funktsii massmedia v sovremennom obshchestve [Axiological functions of mass media in modern society]. Rostov-on-Don: Institute for Advanced Studies and Retraining of Teachers of Social Science, Rostov State University; 2002. 186 p. Russian.
- Duskaeva LR, Cvetova NS. Zhurnalistika sfery dosuga [Leisure-time journalism]. Saint Petersburg: School of Journalism and Mass Communication; 2012. 304 p. Russian.
- Lazutina GV. The press and the value orientation of an audience: options and results. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 2013;6:66–77. Russian.
Copyright (c) 2020 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).