Информационное пространство как саморазвивающаяся система: к вопросу методологии исследования

  • Ирина Владимировна Сидорская Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0002-6014-5936

Аннотация

Актуальность статьи связана с приоритетностью исследования информационного пространства как основного объекта науки о журналистике. Вне зависимости от изучаемой темы и конкретной научной проблемы исследователям необходимо «вписать» свой предмет в закономерности и тренды развития локального, национального и (или) глобального информационного пространства. Однако такой сложный объект требует релевантной ему методологии, что обычно вызывает затруднения. Основная цель статьи – вычленить и обосновать базовые методы изучения современного информационного пространства. Новизна исследования опосредована отсутствием специальных работ, в которых в концентрированном виде предлагались бы подходы к методологии изучения публичного информационного пространства.

Биография автора

Ирина Владимировна Сидорская, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор филологических наук, доцент; профессор кафедры технологий коммуникации и связей с общественностью факультета журналистики

Литература

  1. Pravdivec VV, Rotman DG, Rusakevich VV. Informatsionnoe pole Respubliki Belarus’. Struktura i podkhody k izucheniyu. Formirovanie i razvitie [Information field of the Republic of Belarus. Structure and approaches to study. Formation and development]. Minsk: Zimaletto; 2009. 210 p. Russian.
  2. Parahonskij BA. Yazyk kul’tury i genezis znaniya [The language of culture and the genesis of knowledge]. Kyiv: Naukova dumka; 1988. 209 p. Russian.
  3. Matyash OI. [What is communication and do we need communication education].In: Rozina IN, editor. Teoriya kommunikatsii & prikladnaya kommunikatsiya. Vypusk 2 [Communication theory & applied communication.Issue 2].Rostov-on-Don: Institute of Management, Business and Law; 2004. p. 103–122. Russian.
  4. Chertov LF. Znakovost’: opyt teoreticheskogo sinteza idei o znakovom sposobe informatsionnoi svyazi [Signity: the experience of theoretical synthesis of ideas about the sign method of information communication]. Saint Petersburg: Publishing House of Saint Petersburg University; 1993. 388 р. Russian.
  5. Berger PL, Luckmann T. The social construction of reality. A treatise on sociology of knowledge. London: Penguin Books; 1966. 247 p. Russian edition: Berger P, Luckmann T. Sotsial’noe konstruirovanie real’nosti. Traktat po sotsiologii znaniya. Rutkevich E, translator. Moscow: Medium; 1995. 388 p.
  6. Shchukina LS. [Prospects for the use of systemic and synergistic approaches in the study of advertising communications]. Vestnik VGU. Seriya: Filologiya. Zhurnalistika. 2004;1:179–185. Russian.
  7. Stepin VS. Self-developing systems and post-non-classical rationality [Internet] [cited 2020 October 16]. Available from: http://spkurdyumov.ru/philosophy/samorazvivayushhi esya-sistemy-i-post/. Russian.
  8. Rubanov AV. Social development: traditions and contemporary approaches to study. Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology. 2017;2:49–59. Russian.
Опубликован
2021-04-09
Ключевые слова: информационное пространство, саморазвивающаяся система, методология исследования, коммуникационный подход, деятельностный подход, институциональный подход, исторический подход, комплексный подход, системный подход, синергетический подход
Как цитировать
Сидорская, И. В. (2021). Информационное пространство как саморазвивающаяся система: к вопросу методологии исследования. Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика, 1, 4-11. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/journalism/article/view/3541