Конструктивный диалог как облигаторный формат аналитических материалов СМИ
Аннотация
Рассматривается понятие «конструктивный диалог» как особый формат медиатекста, направленный на формирование общественного мнения. Отмечено, что конструктивному диалогу принадлежит ведущая роль в цепочке способов взаимодействия редакции СМИ, а также отдельных журналистов с аудиторией (обратная связь – информационное участие – конструктивный диалог) в целях ее положительной реакции на медиарепрезентацию событий. Подчеркивается значимость конструктивного диалога как облигаторного формата аналитических материалов СМИ, играющего значительную роль в предотвращении и разрешении конфликтных ситуаций. Разработана классификация аналитических жанров по уровню вовлеченности в конструктивный диалог с аудиторией по пяти критериям: наличию в медиатексте конструктивного типа речевого поведения, уровню потенциальной позитивной реакции читательской аудитории, получению нового знания, стремлению к формированию общественного мнения, а также потенциальной возможности предотвратить конфликт или способствовать его разрешению. Актуальность темы обусловлена необходимостью исследования конструктивного диалога как элемента прямого взаимодействия журналистов с аудиторией. Цель статьи – определить специфику конструктивного диалога как формата медиатекста в аналитических жанрах СМИ.
Литература
- Pavlova LG, Kashaeva EYu. The culture of constructive dialogue: factors and technologies of formation. Gosudarstvennoe i munitsipal’noe upravlenie. Uchenye zapiski. 2018;4:186–190. Russian.
- Umpirovich D. Kuntsevich: state information policy is not hushing up problems, but solving them in a constructive dialogue with people [Internet]. 2020 [cited 2020 February 14]. Available from: https://www.sb.by/articles/kuntsevichgosudarstvennaya-informatsionnaya-politika-eto-ne-zamalchivanie-problem-a-ikh-reshenie-v-.html. Russian.
- Gerasimovich OP. Konfliktologiya zhurnalistiki [Conflictology of journalism]. Minsk: Belarusian State University; 2014. 116 p. Russian.
- Prokhorov EP. Vvedenie v teoriyu zhurnalistiki [Introduction to the theory of journalism]. Moscow: Aspect Press; 2009. 351 p. Russian.
- Samusevich VM. [Hate speech in the media as a deterrent humanization national lagasfery]. In: Iuchankau VI, Berdnik SK, editors. Kul’tura mawlennja zhurnalista [Culture of speech journalist]. Minsk: Publishing Center of the Belarusian State University; 2012. p. 100–114. Belarusian.
- Nepryakhin N. Ya manipuliruyu toboi. Metody protivodeistviya skrytomu vliyaniyu [I am manipulating you. Methods of counteracting latent influence]. Moscow: Alpina Publisher; 2018. p. 376. Russian.
- Solovyova NV. Types of speech behavior in the scientific discussion text. Vestnik Kemerovskogo gosudarstvennogo universiteta. 2011;1:180–184. Russian.
- Dzyaloshinsky IM, Pilgun MA. The technology of a dialogue in modern media space: analysis and prospects. Voprosy teorii i praktiki zhurnalistiki. 2014;5:42–54. Russian.
- Feedback [Internet]. 2020 [cited 2020 January 30]. Available from: http://www.press-service.ru/article/138. Russian.
- Platonova DV.Information participation and forms of its realization in media.Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 2011;1:131–141. Russian.
- Sokolova AA. Historical peculiarities of the development of analytic journalism in Spain: the florescene of the column as an independent genre at the turn of the XX–XXI centuries. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 10. Zhurnalistika. 2011;3:227–239. Russian.
- Dejak-Jakobishina EM. Editorial column: traditional genre and new form. Vesnіk BDU. Seryja 4. Fіlalogіja. Zhurnalіstyka. Pedagogіka. 2013;3:74–75. Russian.
- Samusevich VM. [Publicity, journalist, columnist: yes, problems with the definition].In: Iuchankau VI, editor. Stylistyka: mova, mawlenne i tjekst. Matjeryjaly IV Mizhnarodnaj navukova-praktychnaj kanferjencyi, prysvechanaj 95-goddzju zasluzhanaga rabotnika adukacyi Rjespubliki Belarus’, doktara filalagichnyh navuk, prafesara Mihasja Jawgenavicha Cikockaga; 22–23 ljutaga 2017 g.; Minsk, Belarus’ [Stylists: language, speech and text. Materials of the 4th International scientific and practical conference for 95-year-old dojo of the honored worker of education in Belarus, doctor of philology, professor Mіhas Yauhenavich Cіkocki; 2017 February 22–23; Minsk, Belarus]. Minsk: Adukacyja i vyhavanne; 2017. p. 506–512. Belarusian.
- Nezaikin A. Analytical genres of modern journalism [Internet]. 2020 [cited 2020 January 30]. Available from: http://www.nazaykin.ru/lekcii/copywriting/pr_smi_re/analit_genrer.htm. Russian.
- Koltsova DV. Zhurnalistskoe rassledovanie: osobennosti razvitiya zhanra v sovremennykh rossiiskikh SMI [Journalistic investigation: features of the development of the genre in modern Russian media] [graduation qualification work]. Moscow: National Research University «Higher School of Economics»; 2013. 69 p. Russian.
- Tertychny AA. Analiticheskaya zhurnalistika [Analytical journalism]. Moscow: Aspekt Press; 2010. 352 p. Russian.
Copyright (c) 2020 Журнал Белорусского государственного университета. Журналистика. Педагогика

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).