Перепись населения и информационные регистры: традиции vs новации
Аннотация
Современные научно-технологические достижения, внедряемые в механизм государственного управления, позволяют усовершенствовать инструментарий, который используется для решения государственных задач и выполнения государственных функций, а также осуществить переход на качественно иной уровень регулирующего воздействия. При этом происходит проверка применяемых методов и средств в целях их актуализации. В последние годы в научном и экспертном сообществе дискутируется вопрос о целесообразности использования переписей для получения информации о населении при условии все большего распространения информационных регистров, которые позволяют оперативно получать актуальные и достоверные сведения о лицах, находящихся на территории государства. Отмечается, что проведение переписи сопряжено со значительными временными и организационными затратами, полученные данные не всегда являются достоверными, не в полной мере отражают сложившуюся ситуацию, отчасти восполняются за счет сведений информационных регистров и др. В то же время информационные регистры включают более узкий перечень сведений, чем тот, который получен в ходе переписи, и не предполагают прямого взаимодействия с населением. Приведенные аргументы анализируются в правовом контексте с учетом законодательства Российской Федерации, предлагается авторская оценка целесообразности одновременного использования данных инструментов в современных реалиях.
Литература
- Andrichenko LV, Maslovskaya TS, Plyugina IV. State administration of migration sphere: the experience of the Russian Federation and the Republic of Belarus. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2022;2:53–68. Russian. DOI: 10.12737/jflcl.2022.023.
- Bublikov VV, Varshaver EA, Stepanov VV. Deconstruction of population censuses: comments and considerations. Etnograficheskoe obozrenie. 2023;4:212–242. Russian. DOI: 10.31857/S0869541523040097.
- Zaynitdinov NA. Revisiting the subject of constitutional right to the national identity definition and indication. Constitutional and Municipal Law. 2015;9:45–48. Russian.
- Nozdrachev AF, editor. Razreshitel’naya sistema v Rossiiskoi Federatsii [Permissive system in the Russian Federation]. Moscow: Infra-М; 2015. 928 p. Russian.
- Andrichenko LV, Plyugina IV. Migratsionnoe zakanadatel’stvo Rossiiskoi Federatsii: tendentsii razvitiya i praktika primeneniya [Migration legislation of the Russian Federation: development trends and practice of application]. Moscow: Norma; 2019. 392 p. Russian.
- Plyugina IV. Registration institute: comparative-legal analysis. Journal of Foreign Legislation and Comparative Law. 2018;3:101–106. Russian. DOI: 10.12737/art.2018.3.13.
- Chudinovskikh OS. On the establishment of the population register and the use of administrative data for the needs of state statistics. Voprosy statistiki. 2021;28(1):5–17. Russian. DOI: 10.34023/2313-6383-2021-28-1-5-17.
- Adrichenko LV, Mescheryakova MA. Information registers as effective means of collection and monitoring of data on population. Journal of Russian Law. 2012;8:16–40. Russian.
- Pyankova AI. Traditsionnyi i al’ternativnye metody provedeniya perepisei naseleniya [Traditional and alternative methods of conducting population censuses] [dissertation]. Moscow: [s. n.]; 2014. 223 p. Russian.
- Pyankova AI. [Should there be obligation to respond to the population census?]. Voprosy statistiki. 2012;10:22–34. Russian.