Эвристические возможности в образовательном процессе: опыт проекта «Эвристика в физике» при обучении физике студентов технических специальностей

  • Ия Игоревна Ташлыкова-Бушкевич Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь
  • Ангелина Викторовна Турло Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь
  • Анастасия Валерьевна Дедина Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь
  • Иулиана Алексеевна Столяр Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Павел Александрович Ничипорчик Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Раскрывается эвристический потенциал применения проблемно-эвристического подхода в образовательном процессе классического университета. Представлены результаты реализации добровольного образовательного проекта «Эвристика в физике» (автор – И. И. Ташлыкова-Бушкевич), в рамках которого в учебный процесс были внедрены технологии организации лекционных занятий по физике. Анализируется успешность адаптации эвристической образовательной деятельности студентов к информационно-образовательной среде учреждения высшего образования.

Биографии авторов

Ия Игоревна Ташлыкова-Бушкевич, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь

кандидат физикоматематических наук, доцент; доцент кафедры физики факультета компьютерных систем и сетей

Ангелина Викторовна Турло, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь

студентка факультета инфокоммуникаций. Научный руководитель – И. И. Ташлыкова-Бушкевич

Анастасия Валерьевна Дедина, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь

студентка факультета компьютерных систем и сетей. Научный руководитель – И. И. Ташлыкова-Бушкевич

Иулиана Алексеевна Столяр, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирантка кафедры физики твердого тела физического факультета. Научный руководитель – доктор физико-математических наук, профессор В. Г. Шепелевич

Павел Александрович Ничипорчик, Белорусский государственный университет информатики и радиоэлектроники, ул. П. Бровки, 6, 220013, г. Минск, Беларусь

студент факультета инфокоммуникаций. Научный руководитель – И. И. Ташлыкова-Бушкевич

Литература

  1. Abad-Segura E, González-Zamar M-D, Infante-Moro JC, Ruipérez García G. Sustainable management of digital transformation in higher education: global research trends. Sustainability. 2020;5(12):2107–2137.
  2. Babin VN, Babina YuV. The quality of education in the context of competence-based of higher education development. Professional education in the modern world. 2017;4(7):1489–1497. Russian.
  3. Poquet O, Laat M. Developing capabilities: lifelong learning in the age of AI. British Journal of Educational Technology. 2021;52:1695–1708.
  4. Gnatyshina EA, Leushanova OYu. Organisation and pedagogical conditions of the virtual space of continuous pedagogical education. The Herald of South-Ural state Humanities-Pedagogical University. 2020;4:98–114. Russian.
  5. Kozyreva EA. Diversification and clustering as the methodological constructs of higher education development. World of Science. Pedagogy and psychology. 2017;4(5):1–8. Russian.
  6. Chernuhina NV, Matviyuk VM. [The main aspects of the student’s personal and professional self-development in the educational system of the university at the present stage]. Periodical scientific and methodological electronic journal «Koncept». 2016;15:606–610. Russian.
  7. Zagorulya TB. Development of creative qualities of students by means of innovative didactics. The Scientific Opinion. 2015;9-2:151–157. Russian.
  8. Donchenko NA. Osnovnye kategorii evristicheskogo myshleniya [Main categories of heuristic thinking]. Krasnoyarsk: Siberian Federal University; 2016. 232 p.
  9. Khutorskoi AV. Didakticheskaya evristika. Teoriya i tekhnologiya kreativnogo obucheniya [Didactic heuristics. Theory and technology of creative learning]. Moscow: Lomonosov Moscow State University; 2003. 416 p.
  10. Kintu MJ, Zhu C, Kagambe E. Blended learning effectiveness: the relationship between student characteristics, design features and outcomes. International Journal of Educational Technology in Higher Education. 2017;1(14):1–20.
  11. Korol’ AD, Snezhitskii VA. [Heuristics and telecommunications in a medical university: «one’s own – someone else’s» in teaching]. Vyshjejshaja shkola. 2012;3(89):26–29. Russian.
  12. Tashlykova-Bushkevich II, Dedina AV. Professional and personal development of students of a technical university in teaching physics using the problemheuristic approach in a lecture course. University Pedagogical Journal. 2021;1:11–21. Russian.
  13. Tashlykova-Bushkevich II. Fizika. Ch. 1. Mekhanika. Molekulyarnaya fizika i termodinamika. Elektrichestvo i magnetism [Physics. P. 1. Mechanics. Molecular physics and thermodynamics. electricity and magnetism]. Minsk: Vyshjejshaja shkola; 2014. 303 p. Russian.
  14. Tashlykova-Bushkevich II. Fizika. Ch. 2. Optika. Kvantovaya fizika. Stroenie i fizicheskie svoistva veshchestva [Physics. P. 2. Optics. The quantum physics. The structure and physical properties of substances]. Minsk: Vyshjejshaja shkola; 2014. 232 p. Russian.
  15. Morozova NI. Integration of a heuristic approach and information-communicative technologies as the basis of improvement of the university educational process. Journal of the Belarusian State University. Journalism and Pedagogics. 2020;2:106–111. Russian.
  16. Tashlykova-Bushkevich II. [Approbation of the author’s technology for organising lectures with students in physics with elements of heuristic learning]. Vyshjejshaja shkola. 2019;1:40–45. Russian.
  17. Kekhian MG. Influence of external and internal environment on the innovative development of educational institutions. Russian Journal of Innovation Economics. 2015;4(5):189–206. Russian.
  18. Karol AD, Morozova NI. Dialogisation of university education: experience of the Belarusian State University. University Pedagogical Journal. 2021;1:5–10. Russian.
Опубликован
2022-05-26
Ключевые слова: проблемно-эвристический подход, обучение физике, лекционные занятия, внеаудиторная работа, формирование компетенций
Раздел
Методика и современные образовательные технологии