Конвергентные процессы в образовании: истоки, факторы, динамика

  • Ирина Леонидовна Шевлякова-Борзенко Университет Хучжоу, ул. 2-я Кольцевая восточная, 759, 313000, г. Хучжоу, пров. Чжэцзян, Китай

Аннотация

В современном междисциплинарном дискурсе конвергенция понимается как универсальный способ сохранения и трансляции социокультурного опыта и как один из регуляторов имманентной логики развития культуры. Она также рассматривается в качестве сущностного свойства процессов взаимодействия науки, технологии и общества в постиндустриальную эпоху. Общецивилизационные процессы определяют специфику конвергентных процессов в образовании. Их заметный рост может означать парадигмальные изменения в моделях обучения, что, в свою очередь, актуализирует проблему оперативной трансформации всех компонентов образовательных систем. Так, под влиянием процессов конвергентного типа формируется новый тип (новая модель) образования – конвергентное образование. Оно рассмотрено одновременно и в универсализированном ключе (за основу берется общеметодологическое понимание конвергенции как схождения и сближения разнообразных явлений и процессов), и в прикладном аспекте (как инструмент актуализации комплекса опережающих компетенций субъектов образовательного процесса).

Биография автора

Ирина Леонидовна Шевлякова-Борзенко, Университет Хучжоу, ул. 2-я Кольцевая восточная, 759, 313000, г. Хучжоу, пров. Чжэцзян, Китай

кандидат филологических наук, доцент; эксперт Мультикультурного исследовательского центра

Литература

  1. Rumyantseva AM, Alieva NZ, Shevchenko YuS. Concept of «converging technologies» in an interdisciplinary context. Modern Problems of Science and Education [Internet]. 2012 [cited 2022 April 28];5. Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7264. Russian.
  2. Koval’chuk MV. Convergence of sciences and technologies as a breakthrough into the future [Internet]. 2015 [cited 2022 May 4]. Available from: http://www.proatom.ru/modules.php?name=News&file=article&sid=5852. Russian.
  3. Baksanskii OE. [Worldview of the future: convergence as a fundamental principle]. Pedagogika i prosveshchenie. 2014;3:17–29. Russian. DOI: 10.7256/2306-434x.2014.3.13521.
  4. Alieva NZ. Convergence in the context of concepts of the development of innovative of concepts. Modern Problems of Science and Education [Internet]. 2012 [cited 2022 May 2];6. Available from: https://science-education.ru/ru/article/view?id=7735. Russian.
  5. Feshchenko TS, Shestakova LA. Convergent approach to school education – new opportunities for the future. International Research Journal. 2017;65(11(2)):159–165. Russian.
  6. Roco MC, Bainbridge WS, editors. Converging technologies for improving human performance: nanotechnology, biotechnology, information technology and cognitive science. Dordrecht: Kluwer Academic Publishers; 2003. 482 р.
  7. Roco MC, Bainbridge WS, Tonn B, Whitesides G, editors. Convergence of knowledge, technology and society: beyond convergence of nano-bio-info-cognitive technologies. New York: Springer; 2013. 440 р.
  8. Fidchenko EV. NBICS convergence: from a functional aggregator to a philosophical phenomenon. Society: Philosophy, History, Culture. 2018;8:74–77. Russian. DOI: 10.24158/fik.2018.8.14.
  9. Svechkarev VP, Frolova AS, Gura OR, Rezanova YaYa. Convergent education: the social aspect. Engineering Journal of Don [Internet]. 2016 [cited 2022 May 17];1. Available from: http://www.ivdon.ru/ru/magazine/archive/n1y2016/3543. Russian.
  10. Blinova TL. Convergent approach in learning. Pedagogical Education in Russia. 2018;8:42–48. Russian. DOI: 10.26170/po18-08-06.
  11. Ismagilov RM. On convergent education. Periodical Scientific and Methodological Electronic Journal «Koncept» [Internet]. 2015 [cited 2022 May 20];13:351–355. Available from: http://e-koncept.ru/2015/85071.htm. Russian.
  12. Robert IV. Convergent education: origins and prospects. The Science of Person: Humanitarian Researches. 2018;2:64–76. Russian. DOI: 10.17238/issn1998-5320.2018.32.64.
  13. Laszlo E. The age of bifurcation: comprehension of the changing world. Put’. 1995;1:3–129. Russian.
  14. Basalaeva OG, Lukina NP. Technological structure and culture in the context of the concept civilization convergence of sciences and technologies: methodological aspect. Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts. 2017;38:76–80. Russian.
  15. Lebedeva TN, Shefer OR, Belousov AO. Realizatsiya konvergentnogo podkhoda v obrazovatel’noi srede litseya dlya motivatsii obuchayushchikhsya k nauchno-tekhnicheskomu tvorchestvu [Implementation of the convergent approach in the educational environment of the lyceum to motivate students to scientific and technical creativity]. Chelyabinsk: Yuzhno-Ural’skii nauchnyi tsentr RAO; 2021. 321 p. Russian.
Опубликован
2022-11-30
Ключевые слова: конвергенция, регулятивный механизм (конфигуратор), парадигма, синергийность, бифуркация, НБИК-технологии, конвергентное образование, симфоническая личность, конвергентные образовательные технологии
Раздел
Теория и методология