Девиантное учебное поведение как проблема обеспечения преемственности общего среднего и высшего образования в условиях цифровой трансформации

  • Вячеслав Леонтьевич Лозицкий Полесский государственный университет, ул. Днепровской флотилии, 23, 225710, г. Пинск, Беларусь

Аннотация

Рассмотрена проблематика девиантного учебного поведения, проявляемого в использовании подсказок, списывании, фальсификации, гострайтинге, компиляции, плагиате и др. Изучены морально­этическая, социально­правовая и психолого­педагогическая значимость девиантного учебного поведения и его феноменологическая сущность. Конкретизирован понятийно­терминологический аппарат, оперирование которым позволяет решать задачи настоящего исследования. Определены основные теоретико­методологические подходы в рассмотрении вопросов, связанных с предупреждением девиантного учебного поведения при обеспечении преемственности общего среднего и высшего образования в динамичных условиях цифровой трансформации образовательной сферы. Акцентировано внимание на детерминирующих факторах существования девиантного учебного поведения, реализуемого в информационнокоммуникационном пространстве. Выявлены требования к системно представляемым механизмам предупреждения негативных форм учебного поведения. Учет выводимых автором положений в комплексе предлагаемой тематики научной рефлексии позволит решать важные задачи обеспечения качества образования в условиях становления и развития экономики знаний при цифровизации социума.

Биография автора

Вячеслав Леонтьевич Лозицкий, Полесский государственный университет, ул. Днепровской флотилии, 23, 225710, г. Пинск, Беларусь

кандидат педагогических наук, доцент; доцент кафедры экономики и бизнеса факультета экономики и финансов

 

Литература

  1. Dremova OV. Students’ criticism and justification of academic dishonesty [dissertation]. Moscow: National Research University «Higher School of Economics»; 2022. 147 p. Russian.
  2. Zborovsky GE. Academic deviations of educational communities in Russian universities. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2022;3:49–57. Russian. DOI: 10.33581/2521­6821­2022­3­49­57.
  3. Latova NV, Latov YuV. [Cheating in the educational process]. Social Sciences and Contemporary World. 2007;1:31–46. Russian.
  4. Lozitsky VL. [Incorrect educational behaviour of students in higher education institutions as a psychological and pedagogical phenomenon]. Adukacyja i vyhavanne. 2016;5:56–60. Russian.
  5. Medvedskaya EI. [Cheating: struggle or search for an alternative?]. Adukacyja i vyhavanne. 2013;5:83–86. Russian.
  6. Nikitov AV. [We study without cheat sheets. How to make students’ independent work truly independent?]. Platnoe obrazovanie. 2006;9:20–23. Russian.
  7. Punchik VN. [Plagiarism as a phenomenon of information society]. Adukacyja i vyhavanne. 2015;8:55–62. Russian.
  8. Radaev VV, Chirikov IS. The attitude of the students and the faculty to the penalties for plagiarism. Journal University Management: Practice and Analysis. 2006;4:77–82. Russian.
  9. Sivak EV. Prestuplenie v auditorii. Determinanty nechestnogo povedeniya studentov (plagiata i spisyvaniya) [Crime in the audience. Determinants of dishonest student behaviour (plagiarism and write­offs)]. Moscow: HSE University; 2006. 44 p. Russian.
  10. Shmeleva ED. Academic dishonesty among students at Russian universities: scale and factors [dissertation]. Moscow: National Research University «Higher School of Economics»; 2021. 157 p. Russian.
Опубликован
2023-12-26
Ключевые слова: цифровая трансформация, информационно­коммуникационное пространство, система образования, девиантное учебное поведение, преемственность
Раздел
Теория и методология