Диалогизация университетского образования: опыт Белорусского государственного университета

  • Андрей Дмитриевич Король Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Наталья Иосифовна Морозова Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассматриваются вопросы проектирования и  реализации системы образования эвристического типа на основе диалога. Отмечается, что она ориентирована не на передачу обучающемуся опыта человечества с последующим усвоением и проверкой, а на создание каждым студентом уникального образовательного продукта. Подобная самореализация приводит к открытию собственных смыслов, предназначения, развитию познавательных, креативных, организационно-деятельностных качеств. Вопрос обучающегося выступает методологическим и методическим компонентом целей, содержания, форм и методов обучения, критерием оценивания. Раскрывается опыт реализации системы образования диалогического типа в Белорусском государственном университете. Акцент сделан на повышении квалификации педагогов, основанном на их участии в организационно-деятельностных семинарах «Методика обучения через открытие: как обучать всех по-разному, но одинаково».

Биографии авторов

Андрей Дмитриевич Король, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор педагогических наук, профессор; ректор

Наталья Иосифовна Морозова, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

заведующий учебно-методической лабораторией инноваций в образовании

Литература

  1. World Economic Forum [Internet; cited 2021 February 5]. Available from: https://www.weforum.org.
  2. Korol’ AD. Pedagogika dialoga: ot metodologii k metodam obucheniya [Pedagogy of dialogue: from methodology to teaching methods]. Grodno: Yanka Kupala State University of Grodno; 2015. 195 p. Russian.
  3. Korol’ AD, Kiturko IF. Osnovy evristicheskogo obucheniya [Basics of heuristic learning]. Minsk: Belarusian State University; 2018. 207 p. Russian.
  4. Korol’ AD, Chupris OI, Morozova NI. [Methodology, content and practice of implementation of innovative education at the Belarusian State University]. In: Sadovnichii VA, Sidorovich AV, Semin NV, editors. Tri missii universiteta: obrazovanie, nauka, obshchestvo [The three missions of the university: education, science, society]. Moscow: MAKS Press; 2019. p. 168–177. Russian.
  5. Morozova NI. Integration of a heuristic approach and information-­communicative technologies as the basis of improvement of the university educational process. Journal of the Belarusian State University. Journalism and Pedagogics. 2020;2:106–111. Russian.
  6. Mezhvuzovskii portal «Metodologiya, soderzhanie, praktika kreativnogo obrazovaniya» [Interuniversity portal «Methodology, content, practice of creative education»] [Internet; cited 2021 February 5]. Available from: http://didact.bsu.by
Опубликован
2021-10-28
Ключевые слова: креативное образование, ключевые компетенции, электронные средства обучения, образовательный процесс, эвристическое обучение, модель креативного обучения, диалог, система креативного обучения
Раздел
Теория и методология