Художественная литература для детей и юношества как институт социализации (на примере повести В. Гапеева «Ведьмина тоня»)

  • Лада Викторовна Олейник Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0002-4279-3067

Аннотация

Рассматривается история возникновения теории социализации личности, ее новейшие научные интерпретации, обосновывается ее междисциплинарная востребованность. Осмысливается социокультурный и аналитический потенциал литературы и литературоведения в отображении и анализе социальной адаптации личности, исследуются качества литературных произведений как эффективных факторов социализации. Рассматривается повесть современного белорусского писателя В. Гапеева «Ведьмина тоня», адресованная аудитории юных читателей, выявляются заложенные в ней механизмы социализации. Прослеживаются многочисленные причинно-следственные связи социального взаимодействия личности с ее ближайшим окружением и обществом в целом. Подчеркивается, что социализация способствует совершенствованию личности, помогает не только усваивать общественный опыт, но и передавать его. Определяется роль художественной литературы как одного из фундаментальных институтов социализации.

Биография автора

Лада Викторовна Олейник, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат филологических наук, доцент; доцент кафедры истории белорусской литературы филологического факультета

Литература

  1. Smelser N. Sotsiologiya [Sociology]. Yadov VA, editor. Moscow: Feniks; 1994. 688 p. Russian.
  2. Andreeva GM. Sotsial’naya psikhologiya [Social psychology]. Moscow: Aspect Press; 2009. 363 p. Russian.
  3. Mudrik AV. Sotsializatsiya cheloveka [Socialization of the person]. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute; 2010. 624 p. Russian.
  4. Savina AK. [Socialization as a socio-pedagogical category in the research of leading foreign scientists]. Tsennosti i smysly. 2017;2:114–130. Russian.
  5. Annushkin VI. Yazyk i zhizn’. Kniga o russkom yazyke – rechi – slove [Language and life. The book is about the Russian language – speech – the word]. Moscow: Russkaya shkola; 2010. 320 p. Russian.
  6. Borisova EB. Understanding literary image and imagery in literary criticism and linguistics. Vestnik Chelyabinskogo gosudarstvennogo universiteta. Filologiya. Iskusstvovedeniye. 2009;35:20–26. Russian.
  7. Kon IS. Rebenok i obshchestvo [Child and society]. Moscow: Publishing center «Akademiya»; 2003. 336 р. Russian.
  8. Mineralova IG. Detskaya literatura [Children’s literature]. Moscow: Gumanitarnyi izdatel’skii tsentr VLADOS; 2002. 176 p. Russian.
  9. Sinkova LD. Belaruskaja «zvyshlitaratura» [Belarusian «superliterature»]. Minsk: Knigazbor; 2019. 224 р. Belarusian.
  10. Gapeev VM. Viedz’mina tonja [Kiki Tonya]. Minsk: Mastackaja litaratura; 2012. 294 р. Belarusian.
  11. Kon IS. Druzhba [Friendship]. Saint Petersburg: Piter; 2005. 330 p. Russian.
Опубликован
2020-02-21
Ключевые слова: социализация, личность, социальная адаптация, художественная литература, повесть для юношества, сюжетостроение, психологизм
Как цитировать
Олейник Л. В. Художественная литература для детей и юношества как институт социализации (на примере повести В. Гапеева «Ведьмина тоня») // Журнал Белорусского государственного университета. Филология. 2020. 1. СС. 17-23.