Драматургия Ярославы Пулинович (аспекты поэтики)

  • Светлана Яковлевна Гончарова-Грабовская Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0001-8694-3146

Аннотация

Различные аспекты поэтики драматургии Ярославы Пулинович – представительницы новейшей русской драматургии – рассматриваются в ходе анализа ее пьес («Я не вернусь», «Наташина мечта», «Мой путь», «Победила я», «Как я стал...», «Сомнамбулизм», «Жанна», «Земля Эльзы» и др.). Отмечены средства и приемы эпизации драматической структуры (обилие монологов разных видов: монолог-исповедь, монолог-воспоминание, внутренний монолог; повествование от первого лица, развернутые ремарки, вставные конструкции: «главки», сказки, дневники и др.). Принцип организации материала (рассказ о судьбе героя или описание эпизода из его жизни, повествование от первого лица, развернутые ремарки-комментарии) обусловил архитектонику пьес: вместо действий – пронумерованные «рассказы-главки», фрагментарность эпизодов и сцен, их монтаж. При этом эпическое не подавляет драматического. Уделяется внимание внутреннему конфликту-самоанализу, позволяющему глубже раскрыть героя-протагониста, его психологию и мировосприятие, отношение к окружающим, критический взгляд на происходящее. Говорится о специфике пространственно-временного континуума пьес Я. Пулинович, кинематографического по своей сути (локусы: общежитие, вокзал, кафе, столовая, школа, детприемник и др.). Ключевым топосом этого пространства является «чужой дом» (детдом) или неблагополучный «свой дом». Сделан вывод о новизне трактовки героя (самоутверждающийся герой), указаны его отличия от героев «новой драмы» (самоидентификация, самоанализ, самоутверждение, вера в лучшее и др.). Я. Пулинович препарирует психологию героя, его мировоззрение, динамику мысли, становление личности. Драматург поднимает проблему героя (разного возраста) в современном социуме, пытается определить причины (воспитание в детдоме, неполной семье, отношение отцов и детей), оказавшие влияние на формирование современника.

Биография автора

Светлана Яковлевна Гончарова-Грабовская, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор филологических наук, профессор; профессор кафедры русской литературы филологического факультета

Литература

  1. Rudnev P. Drama pamyati. Ocherki istorii rossiiskoi dramaturgii. 1950–2010-е [The memory drama. Essays on Russian drama. 1950s–2010s]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie; 2018. 492 p. Russian.
  2. Podlubnova Y. [The time of Yaroslava]. Znamya. 2018;3:212–214. Russian.
  3. Bogdanova PB. «New Drama»: model of victims. Sovremennye issledovaniya sotsial’nykh problem. 2015;8:380–388. Russian. DOI: 10.12731/2218-7405-2015-8-32.
  4. Bagdasaryan OY. [Modern drama: a «lingered splash»]. Filologicheskii klass. 2009;22:72–75. Russian.
  5. Pulinovich Y. Pobedila ya. Izbrannye p’esy [I won. Plays compilation]. Moscow: Kabinetnyi uchenyi; 2017. 340 p. Russian.
Опубликован
2020-06-18
Ключевые слова: Я. Пулинович, пьесы, герой, эпизация драматической структуры, русская драматургия, сюжет, жанр, хронотоп, конфликт
Как цитировать
Гончарова-Грабовская С. Я. Драматургия Ярославы Пулинович (аспекты поэтики) // Журнал Белорусского государственного университета. Филология. 2020. 2. СС. 5-14.