Предметная классификация литературных художественных образов

  • Славяна Вячеславовна Шамякина Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Целью работы является создание целостной классификации видов литературных художественных образов, выделяемых на основании особенного предмета изображения. За всю историю литературоведения исследователи обосновали наличие в литературных произведениях различных видов художественных образов, имеющих конкретный предмет изображения, однако до сих пор не существовало единой классификации, систематизирующей научные представления обо всех подобных видах образов. Автор настоящей работы обобщает данные сведения и группирует виды образов в несколько типов на основании близости предметов изображения. Так, в литературных произведениях выделяются следующие типы художественных образов: одушевленные образы, пространственные образы, вещные образы и полипредметные образы. Одушевленные образы представляют собой различные способы и формы описания человека и иных живых созданий (животных, растений, мифологических и фантастических существ). Пространственные образы – структурные элементы художественного пространства литературного произведения. Вещные образы семантически соотносятся с определенными неодушевленными материальными объектами (вещами) или группами объектов. Полипредметные образы имеют несколько различных предметов изображения, являются смысловыми структурами более сложного уровня, включающими в себя иные виды образов с конкретными предметами изображения. К одушевленным образам относятся образ-персонаж, образ лирического героя, образ автора, образ читателя, образ животного, образ растения, а также образ народа. Среди пространственных образов можно выделить образ-пейзаж, образ-локус и образ-топос. Вещные образы подразделяются на образ-вещь, образ-интерьер и образ-экстерьер. К типу полипредметных образов относятся образ страны, хронотоп, образ мира и картина мира. В работе даются определения типов и видов литературных художественных образов и приводятся авторские концепции о критериях их разграничения.

Биография автора

Славяна Вячеславовна Шамякина, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат филологических наук; доцент кафедры теоретического и славянского литературоведения филологического факультета

Литература

  1. Tokarev GV. Semiotic aspect of imagery of literary text. Scientific Notes of V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Philo¬logical Sciences. 2018;4(4):187–196. Russian.
  2. Kubrakova E. The typology of literary images in M. Cvetaeva’s poems and problems of their translation. The New Philological Bulletin. 2016;2(37):140–154. Russian.
  3. Valgina NS. Teoriya teksta [Text theory]. Moscow: Logos; 2003. 280 p. Russian.
  4. Nikolaev AI. Osnovy literaturovedeniya [Fundamentals of literary criticism]. Ivanovo: LISTOS; 2011. 255 p. Russian.
  5. Rybal’chenko TL. Analiz khudozhestvennogo teksta [Literary text analysis]. Moscow: Izdatel’stvo Yurait; 2020. 147 p. Russian.
  6. Sukhikh IN. Struktura i smysl: teoriya literatury dlya vsekh [Structure and meaning: a theory of literature for all]. Saint Peters¬burg: Azbuka-Attikus; 2018. 544 p. Russian.
  7. Prozorov VV. [Author]. In: Chernets LV, editor. Vvedenie v literaturovedenie [Introduction to literary studies]. Moscow: Akademiya; 2010. p. 7–14. Russian.
  8. Il’in IP, Tsurganova EA, editors. Sovremennoe zarubezhnoe literaturovedenie (strany Zapadnoi Evropy i SShA): kontseptsii, shkoly, terminy [Contemporary foreign literary criticism (Western European countries and the USA): concepts, schools, terms]. Moscow: Intrada; 1996. 320 p. Russian.
  9. Gorbovskaya SG. Phytonym as literary and art image (from florotrope to subjective and associatively flower poetics). Humanities, Social-Economic and Social Sciences. 2015;9:309–311. Russian.
  10. Fedotov OI. Osnovy teorii literatury. Chast’ 1 [Fundamentals of the theory of literature. Part 1]. Moscow: VLADOS; 2003. 272 p. Russian.
  11. Prokofieva VYu. The category of space in the artistic refraction: locus and topos. Vestnik of the Orenburg State University. 2005;11:87–94. Russian.
  12. Lotman YuM. [Artistic space in Gogol’s prose]. In: Lotman YuM. V shkole poeticheskogo slova: Pushkin, Lermontov, Gogol’. Kniga dlya uchitelya [In the school of the poetic word: Pushkin, Lermontov, Gogol. The book for the teacher]. Moscow: Prosvesh¬chenie; 1988. p. 251–292. Russian.
  13. Miheeva GV. Specific features of the art space in Stepan Pisakhov’s fairy-tales. Litera. 2018;4:168–174. Russian.
  14. Pykhtina YuG. To the problem of use of spatial terminology in modern literary criticism. Vestnik of the Orenburg State Univer¬sity. 2013;11:29–36. Russian.
  15. Khamaganova VM. The functions of the text type «description» in fiction. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. Philosophiya. 2012;S1:132–135. Russian.
  16. Chudakov AP. Slovo – veshch’ – mir: ot Pushkina do Tolstogo [Word – thing – world: from Pushkin to Tolstoy]. Moscow: Sovremennyi pisatel’; 1992. 320 p. Russian.
  17. Esin AB. Printsipy i priemy analiza literaturnogo proizvedeniya [Principles and techniques for analysing a literary work]. Moscow: Flinta; 2003. 246 p. Co-published by the «Nauka». Russian.
  18. Borisova EB. On the content of the concepts «artistic image» and «imagery» in literary criticism and linguistics. Bulletin of Chelyabinsk State University. 2009;35:20–26. Russian.
  19. Sudoseva IS. [Functions of the literary interior]. Vestnik Rossiiskogo gosudarstvennogo gumanitarnogo universiteta. Litera¬turovedenie. Yazykoznanie. Kulturologiya. 2013;20:89–99. Russian.
  20. Bakhtin MM. [Forms of time and chronotope in the novel: essays on historical poetics]. Questions of literature and aesthetics. Moscow: Khudozhestvennaya literatura; 1975. p. 234–407. Russian.
  21. Vakhrushev VS. Time and space as a metaphor in G. Miller’s «Tropic of Cancer» (on the problem of the chronotope). Dialogue. Carnival. Chronotope. 1992;1:35–43. Russian.
  22. Likhachev DS. [The inner world of a work of art]. Voprosy literatury. 1968;8:74–87. Russian.
  23. Isaev GG, editor. Kartina mira v khudozhestvennom proizvedenii. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi internet-konferentsii; 20–30 aprelya 2008 g.; Astrakhan’, Rossiya [Picture of the world in a work of art. Proceedings of the International scientific Internet conference; 2008 April 20–30; Astrakhan, Russia]. Astrakhan: Astrakhan State University; 2008. 180 p. Russian.
  24. Kavaljova RM, Luk’janava TV. Zhanravy kod fal’klornaj karciny svetu. Njakazkavaja proza. Dzicjachy fal’klor. Zagadki. Kazki [Genre code of the folklore picture of the world. Unfabulous prose. Children’s folklore. Riddles. Fairy tales]. Minsk: Belprint; 2012. 122 p. Belarusian.
Опубликован
2022-06-30
Ключевые слова: литературный художественный образ, предметная классификация, одушевленные образы, пространственные образы, вещные образы, полипредметные образы
Как цитировать
Шамякина С. В. Предметная классификация литературных художественных образов // Журнал Белорусского государственного университета. Филология. 2022. 2. СС. 5-16.