Комедия в русской и белорусской драматургии начала ХХI в. (проблема жанровой модификации)

  • Светлана Яковлевна Гончарова-Грабовская Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Выявляется специфика жанровой модели комедии в русской и белорусской драматургии на современном этапе развития литературы. Констатируется факт поиска новых средств, приемов и механизмов создания комического в отражении действительности. Комедия стремится, с одной стороны, сохранить свои генетические качества (форму комического, обусловливающую типы персонажа и конфликта, эстетические принципы комедийных приемов), а с другой стороны, нарушить их. Сегодня по-прежнему доминирует комедия юмористического модуса, в которой продолжаются традиции жанра, устоявшиеся в прошлом веке. Область юмора расширяет свои границы, затрагивает проблемы, относящиеся к области сатиры. Усиливается стирание грани между комедией и драмой, наблюдается процесс не только жанрового синтеза (комедия тяготеет к драме, драма – к комедии), но и жанровой мутации (комедия выходит за пределы жанра и обретает несвойственные ей от природы качества смежных жанров). Налицо разорванность драматической ткани, модификация комедийного сюжета. Микроструктура комедийного действия драматизируется, придает пьесе новый характер. Подвергаются трансформации жанровые показатели как семантического (типы персонажа и конфликта, характер смеха, авторская оценка), так и морфологического (сюжетосложение, интонационно-речевая организация текста) уровня. Объектом критики становятся проблемы социума, касающиеся кризиса частной жизни, что в большей степени свойственно драме. Художественная структура пьесы нетрадиционна для комедии (жанровая тональность стерта, отсутствует ярко выраженная внешняя комедийная основа). Однако автор облекает драматический сюжет в комическую форму, показывая реалии действительности. Об этом свидетельствуют такие драматические произведения, как «Бедные люди, блин» С. Решетникова, «Возвращение героя» А. Северского, «Рэйп ми» И. Васьковской, «Солнечная линия» И. Вырыпаева, «Урожай» П. Пряжко, «Дожить до премьеры» Н. Рудковского, «Трикстер клуб» В. Ольховской и др.

Биография автора

Светлана Яковлевна Гончарова-Грабовская, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор филологических наук, профессор; профессор кафедры русской литературы филологического факультета

Литература

  1. Goncharova-Grabovskaya SYa. Sovremennaya russkaya dramaturgiya (konets XX – nachalo XXI v.) [Modern Russian dramaturgy (late 20th – early 21th century)]. Minsk: Vysheishaya shkola; 2021. 271 p. Russian.
  2. Tynyanov YuN. Istoriya literatury. Kino [History of literature. Cinema]. Moscow: Nauka; 1977. 574 p. Russian.
  3. Kiselev NN. Problemy sovetskoi komedii [Problems of Soviet comedy]. Tomsk: Izdatel’stvo Tomskogo universiteta; 1973. 202 p. Russian.
  4. Frolov VV. Muza plamennoi satiry. Ocherki sovetskoi komediografii (1918–1986) [Muse of fiery satire. Essays on Soviet come¬dyography (1918–1986)]. Moscow: Sovetskii pisatel’; 1988. 408 p. Russian.
  5. Shtein AL. Veseloe iskusstvo komedii [The fun art of comedy]. Moscow: Yuridicheskaya literatura; 1990. 334 p. Russian.
  6. Fed’ NM. Iskusstvo komedii [The art of comedy]. Moscow: Nauka; 1978. 216 p. Russian.
  7. Fed’ NM. Zhanry v menyayushchemsya mire [Genres in a changing world]. Moscow: Sovetskaya Rossiya; 1989. 544 p. Russian.
  8. Sverbilova TG. Komedii V. V. Mayakovskogo i sovremennaya sovetskaya dramaturgiya [Comedies by V. V. Mayakovsky and modern Soviet dramaturgy]. Kyiv: Naukova dumka; 1987. 216 p. Russian.
  9. Nechaeva NV. Satiricheskaya komediya i ee raznovidnosti v literature XX veka [Satirical comedy and its varieties in the liter¬ature of the 20th century] [dissertation]. Moscow: M. V. Lomonosov Moscow State University of the Order of Lenin and the Order of the Red Banner of Labour; 1986. 185 p. Russian.
  10. Kipnis MI. Tragikomediya kak zhanr dramaturgii. Genezis i osobennosti razvitiya [Tragicomedy as a genre of dramaturgy. Genesis and features of development] [dissertation]. Donetsk: Institut literatury imeni T. G. Shevchenko; 1990. 190 p.
  11. Goncharova-Grabovskaya SYa. Komediya v russkoi dramaturgii kontsa XX – nachala XXI veka [Comedy in Russian drama of the late 20th – early 21th century]. Moscow: Flinta; 2006. 280 p. Co-published by «Nauka». Russian.
  12. Khalizev VE. Teoriya literatury [Theory of literature]. Moscow: Vysshaya shkola; 1999. 398 p. Russian.
  13. Nikolaev DP. Smekh – oruzhie satiry [Laughter is a weapon of satire]. Moscow: Iskusstvo; 1962. 223 p. Russian.
  14. Reshetnikov SM. [Poor people, damn it]. Sovremennaya dramaturgiya. 2007;2:12–28. Russian.
  15. Pavis P. Dictionnaire du theatre. Paris: Messidor; 1987. 185 p. Russian edition: Pavi P. Slovar’ teatra. Bazhenova L, Vakhta I, Vasil’eva O, Goryachev A, Ivanov S, Razlogova E, etc., translators; Razlogov K, editor. Moscow: Progress; 1991. 504 p.
  16. Bolotyan IM. [«Text» as a genre of modern drama (on the example of Ivan Vyrypaev’s creativity)]. In: Trubina LA, editor. Istoriosofiya v russkoi literature XX i XXI vv.: traditsii i novyi vzglyad. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii «XI Sheshukovskie chteniya»; 2–3 fevralya 2006 g.; Moskva, Rossiya [Historiosophy in Russian literature of the 20th and 21th centuries: traditions and a new look. Materials of the International scientific and practical conference «11th Sheshukov readings»; 2006 February 2–3; Moscow, Russia]. Moscow: Moscow City University; 2007. р. 130–134. Russian.
  17. Vyrypaev IA. [Solar line]. In: Vyrypaev IA. P’esy [Plays]. Moscow: Tri kvadrata; 2018. 558 p. Russian.
  18. Losev AF. Istoriya antichnoi estetiki [The history of ancient aesthetics]. Moscow: Iskusstvo; 1977. 850 p. Russian.
  19. Boreev YuB. O komicheskom [About the comic]. Moscow: Iskusstvo; 1957. 275 p. Russian.
  20. Kierlgegaard S. On the concept of irony. Logos. Philosophical and Literary Journal. 1993;4:176–199. Russian.
  21. Shlegel’ F. Estetika. Filosofiya. Kritika. Tom 1 [Aesthetics. Philosophy. Criticism. Volume 1]. Popov YuN, translator. Moscow: Iskusstvo; 1983. 448 p. Russian.
  22. Ol’khovskaya V. Trickster club [Internet]. 2018 [cited 2022 February 16]. Available from: https://olhovskaya.ru/plays/трикстер-клуб/. Russian.
  23. Serdechnaya V. [A light breath of young drama]. Sovremennaya dramaturgiya. 2018;1:185–187. Russian.
  24. Zhurcheva TV. [Genre searches in the latest drama: the end of tragicomedy (problem statement)]. In: Goncharova-Grabovskaya SYa, editor. Russkaya i belorusskaya literatury na rubezhe XX–XXI vekov. Chast’ 2 [Russian and Belarusian literature at the turn of the 20th – 21th centuries. Part 2]. Minsk: RIVSH; 2010. p. 216–223. Russian.
Опубликован
2022-07-06
Ключевые слова: комедия, русская и белорусская драматургия, модификация жанровой структуры, жанр, нарушение литературного канона
Как цитировать
Гончарова-Грабовская С. Я. Комедия в русской и белорусской драматургии начала ХХI в. (проблема жанровой модификации) // Журнал Белорусского государственного университета. Филология. 2022. 2. СС. 40-51.