Стратегическая психолингвистика и лингводидактика: вклад кафедры теории и методики преподавания русского языка как иностранного в развитие новых научных направлений
Аннотация
Статья посвящена 80-летию филологического факультета Белорусского государственного университета. Дан краткий обзор научных работ, выполненных сотрудниками кафедры теории и методики преподавания русского языка как иностранного в русле двух новых научных направлений – стратегической психолингвистики и стратегической лингводидактики. Подчеркнуто, что стимулами для создания этих направлений стали отсутствие в современной лингводидактике научно обоснованной теории усвоения языков, в том числе русского языка как иностранного, и попытка ее построения в рамках стратегической парадигмы. Показано, что в публикациях ученых кафедры подтверждается научный фундамент стратегической теории овладения русским языком как иностранным, анализируется типология стратегий овладения русским языком иностранцами и демонстрируется вариативность этих стратегий, экспериментально исследуются когнитивные стили переработки информации иностранцами при освоении русского языка, характеризуются некоторые стратегии обучения русскому языку как иностранному на уровне аспектов языка и видов речевой деятельности. Доказано, что стратегический подход к усвоению иностранного языка и овладению иноязычной речью позволяет описать процессы усвоения языка и овладения речью в единой системе координат, в рамках которой планируется развить теорию пошагового усвоения иностранных языков. В ходе проведенных исследований установлено, что при стратегическом подходе к анализу речевых процессов уникальность, вариативность, многовекторность и многоуровневость формирования языковой и коммуникативной компетенции сводятся к относительно небольшому перечню общих (универсальных) и индивидуальных стратегий, которыми пользуются инофоны при овладении русским языком. Выяснено, что общим в стратегиях усвоения иностранного языка и овладения иноязычной речью является принцип реализации речемыслительных операций, а индивидуальными выступают способы достижения цели, отличающиеся уникальностью и вариативностью и во многом зависящие от интеллектуальных и когнитивно-стилевых способностей обучаемых.
Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Филология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).