Черты личности студентов с разными стилями обучения

  • Александр Павлович Лобанов Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, ул. Советская, 18, 220050, г. Минск, Беларусь
  • Наталия Валерьевна Дроздова Республиканский институт высшей школы, ул. Московская, 15, 220007, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Представлены результаты теоретического анализа и эмпирического исследования стилей обучения студентов разной специализации. Изучены стили обучения/мышления согласно модели Колба (Kolb’s experiential learning model). Стиль обучения рассматривается как интегративный показатель эффективности образовательного процесса. Определены личностные черты каждого из четырех стилей: деятель, мыслитель, теоретик и прагматик. Выявлено, что будущая профессиональная деятельность предполагает наличие общих профессионально важных качеств личности и в то же время их дифференциацию в зависимости от специализации студентов. Стилевой подход рассмотрен как основание студентоцентрических образовательных технологий, ориентированных на конечный результат и объективизацию профиля личности будущего специалиста и конкретности его академических достижений.

Биографии авторов

Александр Павлович Лобанов , Белорусский государственный педагогический университет им. Максима Танка, ул. Советская, 18, 220050, г. Минск, Беларусь

доктор психологических наук, профессор; профессор кафедры возрастной и педагогической психологии факультета социально-педагогических технологий

Наталия Валерьевна Дроздова, Республиканский институт высшей школы, ул. Московская, 15, 220007, г. Минск, Беларусь

кандидат психологических наук, доцент; заведующий кафедрой проектирования образовательных систем

Литература

  1. Libin AV. [Unified concept of human style: metaphor or reality?]. In: Libin AV, editor. Stilʼ cheloveka: psikhologicheskii analiz [Human style: psychological analysis]. Moscow: Smysl; 1998. p. 109–124. Russian.
  2. Lobanov AP. Psikhologiya intellekta i kognitivnykh stilei [Psychology of intelligence and cognitive styles]. Grevtsov VV, editor. Minsk: Agentstvo V. Grevtsova; 2008. 296 p. Russian.
  3. Kholodnaya MA. Psikhologiya intellekta. Paradoksy issledovaniya [Psychology of intelligence. Paradoxes of the study]. Saint Petersburg: Piter; 2002. 272 p. Russian.
  4. Karpov AV. Reflexiveness as a mental quality and the method to diagnose it. Psikhologicheskii zhurnal. 2003;24(5): 44–57. Russian.
  5. Kolb D. Experimental learning. New York: Englewood Cliffs; 1984. 256 p.
  6. Ishkov AD. Uchebnaya deyatel’nost’ studenta: psikhologicheskie faktory uspeshnosti [Educational activity of the student: psychological factors of success]. Moscow: Izdatel’stvo ASV; 2004. 224 p. Russian.
  7. Lobanov AP, Drozdova NV. Kognitivnaya psikhologiya obrazovaniya [Cognitive psychology of education]. Korello ON, editor. Minsk: National Institute for Higher Education; 2016. 134 p. Russian.
  8. Petrov FN, editor. Slovar’ inostrannykh slov [Dictionary of foreign words]. Moscow: Russkii yazyk; 1986. 608 p. Russian.
  9. Khromov AB. Pyatifaktornyi oprosnik lichnosti [Five-factor personality questionnaire]. Kurgan: Kurgan State University; 2000. 23 p. Russian.
  10. Lobanov AP, Verameichik VYu. [Thinking profile of students with different styles of study]. In: Gaisenok VA, editor. Nauchnye trudy Respublikanskogo instituta vysshei shkoly. Istoricheskie i psikhologo-pedagogicheskie nauki [Scientific works of the National Institute for Higher Education. Historical and psycho-pedagogical sciences]. Minsk: National Institute for Higher Education; 2019. p. 192–198. Russian.
  11. Mishkevich AM, Shchebetenko SA. Sex differences in the Big Five of personality: looking through the attitudes toward traits. Psychology. Journal of the Higher School of Economics. 2018;15(3):562–572. Russian. DOI: 10.17323/1813-8918-2018-3562-572.
Опубликован
2020-09-19
Ключевые слова: стиль обучения, деятель, мыслитель, теоретик и прагматик, черты личности, образовательный процесс, «Большая пятерка»
Как цитировать
Лобанов , А. П., & Дроздова, Н. В. (2020). Черты личности студентов с разными стилями обучения. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 2, 108-113. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/2848