Особенности домашнего обучения в Республике Беларусь

  • Ольга Григорьевна Ксёнда Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь http://orcid.org/0000-0003-4667-1099
  • Екатерина Олеговна Ковтуненко Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассмотрено понятие домашнего (семейного) обучения и особенности его существования в Республике Беларусь. Описаны проблемы и выявлены отличительные черты этой формы обучения. Охарактеризована мотивация учебной деятельности детей, работающих по индивидуальному плану. Представлены результаты интервью с такими детьми и их родителями. Проанализировано отношение родителей и детей к школьному образованию. Обобщены ценности и цели домашнего обучения.

Биографии авторов

Ольга Григорьевна Ксёнда, Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук

Екатерина Олеговна Ковтуненко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь

студентка факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – О. Г. Ксёнда

Литература

  1. Krasnova TI. [Family education is a wonderful and wonderful opportunity for parents to choose]. Dialog. 2018;3:42–56. Russian.
  2. Koshchienko IV, Pokrovskaya LI. Homeschooling outside Russia: genesis and typology. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2016;4:213–219. DOI: 10.17805/zpu.2016.4.18. Russian.
  3. Harding T, Farrell A. Home schooling and legislated education. Australia and New Zealand Journal of Law and Education. 2003;8(2):125–133.
  4. Lyman I. Homeschooling: back to the future? Policy Analysis [Internet]. 1998 January 7 [cited 2020 September 9];294. Available from: https://www.cato.org/sites/cato.org/files/pubs/pdf/pa-294.pdf.
  5. Neuman A, Aviram A. Home schooling as a fundamental change in lifestyle. Evaluation and Research in Education. 2003;17(2–3):132–143. DOI: 10.1080/09500790308668297.
  6. Cheng A, Tuchman S, Wolf PJ. Homeschool parents and satisfaction with special education services. Journal of School Choice. 2016;10(3):381–398. DOI: 10.1080/15582159.2016.1202076.
  7. Illich I. Osvobozhdenie ot shkol. Proportsional’nost’ i sovremennyi mir [Exemption from schools. Proportionality and the modern world]. Moscow: Prosveshchenie; 2006. 160 p. Russian.
  8. Farenga P. John Holt and the origins of contemporary homeschooling. Paths of Learning: Options for Families & Communities. 1999;1(1):8–13.
  9. Bohon D. School at home or homeschooling? New American [Internet]. 2012 August 7 [cited 2020 September 15]. Available from: https://thenewamerican.com/school-at-home-or-homeschooling/.
  10. Mikhalko V. Semeinoe obrazovanie v Belarusi [Family education in Belarus]. Minsk: Mikhalko; 2015. 75 p. Russian.
  11. Kosikova SV. On the issue of the essence of the pupils’ educational independence and levels of its development. Problemy sovremennogo obrazovaniya. 2018;4:143–150. Russian.
  12. Polivanova KN, Lyubitskaya KA. Homeschooling in Russia and abroad. Journal of Modern Foreign Psychology. 2017;6(2):72–80. DOI: 10.17759/jmfp.2017060208. Russian.
  13. Zaitseva OV. Socialization of the child’s personality in family education. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015;6:159–162. Russian.
  14. Bort ON. [About the features of the choice of family education by parents (legal representatives) in the field of alternative education]. In: Khalikov AR, editor. Perspektivy razvitiya nauki v sovremennom mire. Materialy IV Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 14 dekabrya 2017 g.; Sankt-Peterburg, Rossiya. Chast’ 3 [Prospects for the development of science in the modern world. Materials of the 4th International Scientific and Practical Conference; 2017 December 14; Saint Petersburg, Russia. Part 3]. Ufa: Dendra; 2017. p. 29–37. Russian.
  15. Savchik DA. [From school to family. Deschooling]. Dialog. 2019;1:37–49. Russian.
Опубликован
2021-02-18
Ключевые слова: семья, школьное образование, домашнее (семейное) обучение, обучение по индивидуальному плану
Как цитировать
Ксёнда, О. Г., & Ковтуненко, Е. О. (2021). Особенности домашнего обучения в Республике Беларусь. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 1, 67-75. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/3127