Прогностические личностные показатели перфекционизма в период ранней взрослости

  • Екатерина Аркадьевна Соколович Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0001-9002-4775

Аннотация

Перфекционизм определяется как устойчивый стиль личности, для которого характерны чрезмерно высокие стандарты и значимость достижений, требовательность, отсутствие способности адекватно оценивать возможности самого и окружающих, нетерпимость к ошибкам. При проведении исследования применялись многомерная шкала перфекционизма Хьюитта и Флетта в адаптации И. И. Грачевой; психодиагностический тест Мельникова и Ямпольского; методика диагностики личности на мотивацию к успеху Элерса; методика диагностики личности на мотивацию к избеганию неудач Элерса; методика Дембо – Рубинштейн для диагностики уровней самооценки и притязаний в модификации П. В. Яньшина. Установлено, что различные индивидуально-личностные и мотивационные характеристики являются факторами возникновения перфекционизма разных видов. Результаты исследования можно использовать в психотерапии и консультировании, при работе со студентами и молодыми специалистами, которые чрезвычайно требовательны к самим себе и окружающим.

Биография автора

Екатерина Аркадьевна Соколович, Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирантка кафедры психологии факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор И. А. Фурманов

Литература

  1. Flett GL, Blankstein KR, Hewitt PL. Components of perfectionism and procrastination in college students. Social Behavior and Personality: an International Journal. 1992;20(2):85–94. DOI: 10.2224/sbp.1992.20.2.85.
  2. Flett GL, Hewitt PL. Perfectionism in the self and social contexts: conceptualization, assessment, and association with psychopathology. Journal of Personality and Social Psychology. 1991;60(3):456–470. DOI: 10.1037/0022-3514.60.3.456.
  3. Melnikov VM, Yampolsky LT. Vvedenie v eksperimental’nuyu psikhologiyu lichnosti [Introduction to experimental psychology of personality]. Moscow: Prosveshchenie; 1985. 315 p. Russian.
  4. McClelland D. Motivatsiya cheloveka [Human motivation]. Saint Petersburg: Piter; 2007. 672 p. Russian.
  5. Bozhovich LI. Problemy formirovaniya lichnosti [Personality development issues]. Feldstein DI, editor. Moscow: Moskovskii psikhologo-sotsial’nyi institute; 1997. 349 p. Co-published by the «MODEK». Russian.
  6. Leont’ev AN. Problemy razvitiya psikhiki [Mental development problems]. Moscow: Izdatel’stvo Akademii pedagogicheskikh nauk RSFSR; 1959. 345 p. Russian.
  7. Levin K. Dinamicheskaya psikhologiya [Dynamic psychology]. Moscow: Smysl; 2001. 572 p. Russian.
  8. Levin K, Dembo T, Festinger L, Sears R. [Level of claims]. In: Gippenreiter YuB, Puzyreya AA, editors. Psikhologiya lichnosti. Teksty [Personality psychology. Texts]. Moscow: Moscow University Press; 1982. p. 85–92 . Russian.
  9. Craig G, Bokum D. Psikhologiya razvitiya [Developmental psychology]. Prokhorenko TV, editor, translator. Saint Petersburg: Piter; 2005. 940 p. Russian.
  10. Gracheva II. Adaptation of «Multidimensional perfectionism scale» technique by P. Hewitt and G. Flett. Psychological Journal. 2006;6:73–80. Russian.
  11. Raygorodsky DY. Prakticheskaya psikhodiagnostika. Metodiki i testy [Practical psychodiagnostics. Methods and tests]. Samara: Bahrah-M; 2001. 672 p. Russian.
  12. Yanshin PV. Praktikum po klinicheskoi psikhologii. Metody issledovaniya lichnosti [Clinical psychology practicum. Personality reasearch methods]. Saint Petersburg: Piter; 2004. 336 p. Russian.
  13. Basirion Z, Majid RA, Jelas ZM. Big five personality factors, perceived parenting styles, and perfectionism among academically gifted students. Asian Social Science. 2014;10(4):8–15. DOI: 10.5539/ass.v10n4p8.
  14. Egan SJ, Piek JP, Dyck MJ. Positive and negative perfectionism and the big five personality factors. Behaviour Change. 2015;32(2):104–113. DOI: 10.1017/bec.2015.3.
  15. Kumari RS, Sudhir PM, Mariamma P. Perfectionism and interpersonal sensitivity in social phobia: the interpersonal aspects of perfectionism. Psychological Studies. 2012;57:357–368. DOI: 10.1007/S12646-012-0157-7.
  16. Filaire E, Rouveix M, Bouget M. Troubles du comportement alimentaire chez le sportif. Science and Sports. 2008; 23(2):49–60. DOI: 10.1016/j.scispo.2007.10.009.
  17. Flett GL, Hewitt PL, Rosa T. Dimensions of perfectionism, psychosocial adjustment, and social skills. Personality and Individual Differences. 1996;20(2):143–150. DOI: 10.1016/0191-8869(95)00170-0.
  18. Vindeker OS, Irgasheva KA. A study of interconnection between perfectionism and achievemnt motivation (based on a sample group of students). Privolzhskii nauchnyi vestnik. 2014;5:151–157. Russian.
  19. Irgasheva KA, Symanyuk EE. Psychological correlates of constructive perfectionism of university teachers. Pedagogical education in Russia. 2015;7:195–202. Russian.
  20. Raspopova AS. Peculiarities of expanding the phenomena of the perfection and its interconnection with athletes’ personal qualities. Physical education, sport – science and practice. 2011;2:92–97. Russian.
Опубликован
2020-11-04
Ключевые слова: перфекционизм, субъектно ориентированный перфекционизм, объектно ориентированный перфекционизм, социально предписываемый перфекционизм, индивидуально-личностные характеристики, мотивационные характеристики, ранняя взрослость
Как цитировать
Соколович, Е. А. (2020). Прогностические личностные показатели перфекционизма в период ранней взрослости. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 3, 99-108. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/3148