Взаимосвязь когнитивной флексибильности и типов реагирования на конфликт старших школьников и студентов

  • Юлия Сергеевна Смирнова Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0001-6770-2590
  • Алесь Евгеньевич Довгилович Независимый исследователь, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Поднимается проблема когнитивной детерминации конфликтного поведения. Анализируется когнитивная флексибильность как элемент когнитивной составляющей конфликтной компетентности личности, связанной с использованием оптимальных стратегий поведения в конфликте. Приводятся результаты эмпирического исследования взаимосвязи когнитивной флексибильности и типов реагирования старших школьников и студентов на конфликт. Показано, что высокие показатели когнитивной флексибильности сопряжены со склонностью учащихся отдавать предпочтение оптимальному типу реагирования на конфликт, нацеленному на разрешение противоречия. Низкий уровень когнитивной флексибильности коррелирует с выбором старшими школьниками и студентами неоптимальных типов реагирования на конфликт: агрессии и ухода.

Биографии авторов

Юлия Сергеевна Смирнова, Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат психологических наук, доцент; доцент кафедры социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук

Алесь Евгеньевич Довгилович, Независимый исследователь, г. Минск, Беларусь

независимый исследователь

Литература

  1. Zhuravlev AL, Vahin AA. [Socio-psychological aspects of the conflict research]. In: Stepanov EI, editor. Sovremennaya konfliktologiya v kontekste kul’tury mira. Materialy I Mezhdunarodnogo kongressa konfliktologov [Modern conflictology in the context of a culture of peace. Proceedings of the I International congress of conflictology]. Moscow: Lenand; 2015. p. 357–372. Russian.
  2. Smirnova YS. Attributions in interpersonal conflicts. Filosofiya i sotsial’nye nauki. 2016;3:105–109. Russian.
  3. Smirnova YS. The prototypical approach to the analysis of the category «conflict». Molodoi uchenyi. 2011;8:95–98. Russian.
  4. Grishina NV. Psikhologiya konflikta [Psychology of conflict]. Saint Petersburg: Piter; 2000. 464 p. Russian.
  5. Kashapov MM, Bashkin MV. Psikhologiya konfliktnoi kompetentnosti [Psychology of conflict competence]. Yaroslavl: P. G. Demidov Yaroslavl State University; 2010. 128 p. Russian.
  6. Kashapov MM, editor. Metakognitivnye osnovy konfliktnoi kompetentnosti [Metacognitive foundations of conflict competence]. Yaroslavl: P. G. Demidov Yaroslavl State University; 2012. 428 p. Russian.
  7. Osavolyuk EYu, Kurginyan SS. Person’s cognitive flexibility: theory, measurement, and practice. Psychology. Journal of Higher School of Economics. 2018;15(1):128–144. DOI: 10.17323/1813-8918-2018-1-128-144. Russian.
  8. Kurginyan SS, Osavolyuk EYu. The cognitive flexibility inventory (CFI): adaptation for Russian-speaking sampling. Psikhologicheskii zhurnal. 2018;39(2):105–119. DOI: 10.7868/S0205959218020101. Russian.
  9. Hachaturova MP. [Comparative psychological analysis of the choice of coping strategies in conflicts]. In: Leonov NI, editor. Sotsial’nyi mir cheloveka. Vypusk 4. Materialy IV Vserossiiskoi konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem «Chelovek i mir: psikhologiya konflikta i riska innovatsii»; 28–30 iyunya 2012 g.; Izhevsk, Rossiya [The social world of man. Issue 4. Materials of the IV international conference «Man and the world: psychology of conflict and the risk of innovation»; 2012 June 28–30; Izhevsk, Russia]. Izhevsk: ERGO; 2012. p. 56–60. Russian.
Опубликован
2020-11-04
Ключевые слова: конфликт, конфликтное поведение, тип реагирования на конфликт, когнитивная флексибильность, старшие школьники, студенты
Как цитировать
Смирнова, Ю. С., & Довгилович, А. Е. (2020). Взаимосвязь когнитивной флексибильности и типов реагирования на конфликт старших школьников и студентов. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 3, 53-59. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/3154