Феноменология переживания ненормативных кризисов родительской семьи
Аннотация
Представляется теоретический обзор, описывающий проблему переживания личностью кризисных событий. Рассматривается понятие «кризис семьи» как дестабилизация семейной системы, определяющая ее дисфункциональность. Сопоставляются нормативные (переходные моменты между стадиями жизненного цикла семьи) и ненормативные (значимые повороты жизненного пути семьи) семейные кризисы. Дается характеристика конструктивному и деструктивному вариантам реагирования в ситуации кризиса семейной системы, а также выявляются влияющие на это условия. Анализируются кризисные события, наиболее часто встречающиеся в период проживания в родительской семье (развод, тяжелая болезнь или смерть члена семьи), раскрываются особенности процесса переживания их детьми (психоэмоциональные реакции и способы поведения). Подчеркивается, что итогом переживания семейного кризиса выступают накопление нового опыта, изменения каждого члена семьи (трансформация ценностей, смыслов, убеждений, способов реагирования в кризисной ситуации) и семейной системы в целом. Указывается, что при оказании психологической помощи членам семьи важно изучить содержание пережитого ими опыта, а также исследовать его последствия с целью выявить факторы, способствующие или препятствующие их личностному росту.
Литература
- Petrovskii AV, Yaroshevskii MG, editors. Kratkii psikhologicheskii slovar’ [Brief psychological dictionary]. Rostov-on-Don: Feniks; 1998. 512 p. Russian.
- Pergamenshchik LA. Krizisnaya psikhologiya [Crisis psychology]. Minsk: Vyshjejshaja shkola; 2004. 288 p. Russian.
- Vasilyuk FE. Psikhologiya perezhivaniya (analiz preodoleniya kriticheskikh situatsii) [Psychology of experience (analysis of overcoming critical situations)]. Moscow: Lomonosov Moscow State University; 1984. 200 p. Russian.
- Kaliteevskaya ER. [Ways of the formation of personality self-determination in adolescence]. Voprosy psikhologii. 2006;3:49–55. Russian.
- Abul’khanova-Slavskaya KA. Strategiya zhizni [Life strategy]. Moscow: Mysl’; 1991. 299 p. Russian.
- Kryukova TL, Saporovskaya MV, Kuftyak EV. Psikhologiya sem’i: zhiznennye trudnosti i sovladenie s nimi [Family psychology: life difficulties and coping with them]. Saint Petersburg: Rech’; 2005. 240 p. Russian.
- Olifirovich NI, Zinkevich-Kuzemkina TA, Velenta TF. Psikhologiya semeinykh krizisov [The psychology of family crises]. Saint Petersburg: Rech’; 2006. 360 p. Russian.
- Dombrovskii A, Velenta T. [Family crisis]. Semeinaya psikhologiya i semeinaya terapiya. 2005;3:32-43. Russian.
- Chernikov AV. Sistemnaya semeinaya terapiya. Integrativnaya model’ diagnostiki [Systemic family therapy. An integrative diagnostic model]. Moscow: Klass; 2001. 208 p. (Biblioteka psikhologii i psikhoterapii).Russian.
- Novak NG. [Siblings experience a family crisis]. In: Pergamenshchik LA, Gladun TI, Goncharova SS, Dontsova SN, Kadyrov RV, Kovalevich IV, et al. Psikhologicheskii kod vyzhivaniya [The psychological code of survival]. Brest: Brestskii gosudarstvennyi universitet; 2015. p. 41–53. Russian.
- Slepkova VI. [An event-driven approach to family crises]. In: Tsvetkova LA, Khrustaleva NS, editors. Anan’evskie chteniya – 2008: psikhologiya krizisnykh i ekstremal’nykh situatsii: mezhdistsiplinarnyi podkhod. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii; 21–23 oktyabrya 2008 g.; Sankt-Peterburg, Rossiya [Ananiev readings – 2008: psychology of crisis and extreme situations: an interdisciplinary approach. Materials of the scientific and practical conference; 2008 October 21–23; Saint Petersburg, Russia]. Saint Petersburg: Saint Petersburg State University Publishing House. 2008. p. 32–34. Russian.
- Satir V. The new peoplemaking. Mountain View: Science and Behavior Books; 1988. 400 p. Russian edition. Satir V. Kak stroit’ sebya i svoyu sem’yu. Novikova V, Makarushkina MA, translators. Moscow: Pedagogika-Press; 1992. 192 p.
- Khomentauskas GT. Sem’ya glazami rebenka [Family through the eyes of a child]. Moscow: Pedagogika; 1989. 160 p. Russian.
- Nartova-Bochaver K. [«Coping-behaviour» in the system of concepts of personality psychology]. Psikhologicheskii zhurnal. 1997;18(5):20–30. Russian.
- Figdor G. Kinder aus geschiedenen Ehen: zwischen Trauma und Hoffnung. Mainz: Matthias-Grünewald-Verlag; 1991. 245 S. Russian edition: Figdor G. Deti razvedennykh roditelei: mezhdu travmoi i nadezhdoi (psikhoanaliticheskoe issledovanie). Vidra D, translator. Moscow: Nauka; 1995. 375 p.
- Shefov SA. Psikhologiya gorya [The psychology of grief]. Saint Petersburg: Rech’; 2006. 138 p. Russian.
- Nagera U. [Children’s reaction to death of significant objects] [Internet; cited 2021 March 31]. 26 p. Available from: http://blog.zabedu.ru/rodsobr/wp-content/uploads/sites/7/2018/01/Нагера-Реакции-детей-на-смерть-значимых-объектов.pdf. Russian.
- Gatal’skaya GV, Korotkevich OA, Novak NG. Praktika psikhologicheskoi pomoshchi vzroslym detyam alkogolikov: napravleniya, formy i metody [The practice of psychological assistance to adult children of alcoholics: directions, forms and methods]. Minsk: Amalfeya; 2014. 196 p. Russian.
- Rubinshtein SL. Osnovy obshchei psikhologii [Fundamentals of general psychology]. Saint Petersburg: Piter; 2012. 705 p. Russian
Copyright (c) 2021 Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).