Психофизиологический тренинг с биологической обратной связью: динамика уровня ситуативной тревоги у спортсменов

  • Екатерина Сергеевна Булынко Республиканский научно-практический центр спорта, ул. Нарочанская, 8, 220062, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0003-4129-0617

Аннотация

Описан результат влияния психофизиологического тренинга с биологической обратной связью на уровень ситуативной тревоги спортсменов в возрасте 12–18 лет. Высокие физические и психологические нагрузки оказывают воздействие на психологическое состояние юных атлетов, которые сталкиваются как с возрастными нормативными кризисами, так и с кризисами, связанными с их спортивной деятельностью. Подросток, готовящийся к соревнованиям, начинает испытывать внутреннее напряжение, что в дальнейшем вызывает чувство тревоги. Ситуативная тревога в процессе соревновательной деятельности допустима в том случае, если не мешает юному спортсмену, а, наоборот, мобилизует его. Если же ситуативная тревога возникает уже в процессе тренировки, атлет тратит психическую энергию на ее переживание, а не на физическую и технико-тактическую подготовку. В результате прохождения психофизиологического тренинга с биологической обратной связью юные спортсмены научились регулировать уровень тревоги и значительно снижать внутреннее напряжение.

Биография автора

Екатерина Сергеевна Булынко, Республиканский научно-практический центр спорта, ул. Нарочанская, 8, 220062, г. Минск, Беларусь

научный сотрудник

Литература

  1. Voskresenskaya EV, Mel’nik EV, Kukhtova NV. Psikhologiya strakha i trevogi v sportivnoi deyatel’nosti (teoriya i praktika) [Psychology of fear and anxiety in sports activity (theory and practice)]. Vitebsk: Vitebskii gosudarstvennyi universitet imeni P. M. Masherova; 2015. 53 p. Russian.
  2. Nekhoroshkova AN, Gribanov AV, Dzhos YuS. [The problem of anxiety as a psychophysiological phenomenon]. Ekologiya cheloveka. 2014;6:47–54. Russian.
  3. Spielberger Ch. Conceptual and methodological problems of anxiety research. In: Astapov VM, compiler. Trevoga i trevozhnost’ [Anxiety]. Saint Petersburg: Per Se; 2008. p. 85–99.
  4. Cratty BJ. Psikhologiya v sovremennom sporte [Psychology in contemporary sport]. Moscow: Fizkul’tura i sport; 1978. 224 p.
  5. Khanin YuL. [Research of anxiety in sport]. Voprosy psikhologii. 1978;6:94–106. Russian.
  6. Khakunov NKh, Bagadirova SK, Voronov VF. [Dynamics of anxiety among weightlifters in the pre-competition period, competitive and post-competition periods]. The Bulletin of the Adyghe State University. Series «Pedagogy and Psychology». 2006;2:241–243. Russian.
  7. Schultz IG. Übungsheft für das autogene Training. Stuttgart: Georg Thieme Verlag; 1983. 38 p. Russian edition: Schultz IG. Autogennaya trenirovka. Moscow: Meditsina; 1985. 32 p.
  8. Jacobson E. Progressive relaxation. The American Journal of Psychology. 1925;1(36):73–87.
  9. Bondar’ AI, Savchenko VV, Planida EV, Filipovich LV, Mikulo EV, editors. Korrektsionnaya programma dlya snyatiya psikhoemotsional’nogo napryazheniya (na osnove biologicheskoi obratnoi svyazi) [Correctional program for relieving psycho-emotional stress (based on biofeedback)]. Minsk: Research Institute of Physical Culture and Sports of the Republic of Belarus; 2014. 18 p. Russian.
  10. Laborde S, Dosseville F. Biofeedback, stress et prise de décision chez le sportif. In: Cadet B, Chasseigne G, editors. Risque, stress et decision. Paris: Publibook Université; 2012. p. 97–113.
  11. Paul M, Garg K, Sandhu JS. Role of biofeedback in optimizing psychomotor performance in sports. Asian Journal of Sports Medicine. 2012;3(1):29–40.
  12. Bulynko ES. Korrektsionno-razvivayushchaya programma po urovnyu snizheniya trevogi metodom biologicheskoi obratnoi svyazi (BOS). [Correctional and developmental program for the level of anxiety reduction by the method of biofeedback (BFB)]. Minsk: Republican Scientific and Practical Centre of Sports; 2020. 40 p. Russian.
  13. Bulynko ES. Biofeedback as one of the method for correcting the emotional state of athletes in preparation for international competitions: an analytical review. MСIDE Newsteller. 2021;1(45):42–45. Russian.
  14. Anokhin PK. [Fundamental questions of the general theory of functional systems]. In: Konstantinov FV, Lomov BF, Shvyrkov VB, editors. Filosofskie aspekty teorii funktsional’nykh sistem [Philosophical aspects of the theory of functional systems]. Moscow: Nauka; 1978. p. 49–106. Russian.
  15. Bizyuk AP, Vasserman LI, Iovlev BV. Primenenie integrativnogo testa trevozhnosti [Application of an integrative test of anxiety]. Saint Petersburg: Izdatel’stvo Psikhonevrologicheskogo instituta im. V. M. Bekhtereva, 2005. 23 p. Russian.
  16. Gnezditskii VV. Kompleks reabilitatsionnyi psikhofiziologicheskii dlya treninga s biologicheskoi obratnoi svyaz’yu «Reakor» [Rehabilitation psychophysiological complex for training with biofeedback «Rehacor»]. Taganrog: Medikom MTD; 2018. 45 p. Russian.
Опубликован
2022-04-22
Ключевые слова: тревога, детско-юношеский спорт, тренировочная деятельность, психофизиологический тренинг, биологическая обратная связь
Как цитировать
Булынко, Е. С. (2022). Психофизиологический тренинг с биологической обратной связью: динамика уровня ситуативной тревоги у спортсменов. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 1, 124-130. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/3906