Взаимосвязь между когнитивно-стилевыми характеристиками обучающихся управлению воздушным движением и показателем успешности тренажерной подготовки

  • Иван Иванович Барабан Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0001-8783-2421

Аннотация

Важной задачей в профессиональной подготовке будущих диспетчеров по управлению воздушным движением являются следующие когнитивно-стилевые характеристики: полезависимость и  поленезависимость, импульсивность и рефлективность, а также ригидность и гибкость познавательного контроля. Установлено, что данные диспетчеры, в сравнении с курсантами, имеют статистически более высокие показатели поленезависимости и рефлективности (на уровне тенденций). Выявлены положительные связи показателей поленезависимости и рефлективности и отрицательные связи показателей установочной ригидности и сенситивной ригидности с показателем успешности тренажерной подготовки курсантов. На последний оказывают влияние поленезависимость и рефлективность.

Биография автора

Иван Иванович Барабан, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

соискатель кафедры общей и медицинской психологии факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор И. А. Фурманов

Литература

  1. Stionov MV, Knyazevskii DA, compilers. Obespechenie bezopasnosti poletov pri upravlenii vozdushnym dvizheniem [Ensuring flight safety in air traffic control]. Ulyanovsk: Ulyanovsk Higher Aviation School of Civil Aviation (Institute); 2010. 67 p. Russian.
  2. Karnaukhov VA, compiler. Osnovy teorii upravleniya vozdushnym dvizheniem [Fundamentals of the theory of air traffic control]. Ulyanovsk: Ulyanovsk Higher Aviation School of Civil Aviation (Institute); 2010. 78 p. Russian.
  3. Kholodnaya MA. Kognitivnye stili. O prirode individual’nogo uma [Cognitive styles. About the nature of the individual mind]. Saint Petersburg: Piter; 2004. 384 p. Russian.
  4. Lobanov AP. Kognitivnaya psikhologiya: ot oshchushchenii do intellekta [Cognitive psychology: from sensations to intelligence]. Minsk: Novoe znanie; 2008. 376 p. Russian.
  5. Libin AV, editor. Stil’ cheloveka: psikhologicheskii analiz [Style of human: psychological analysis]. Moscow: Smysl; 1998. 310 p. Russian.
  6. Kholodnaya MA. Psikhologiya intellekta: paradoksy issledovaniya [Psychology of intelligence: paradoxes of research]. Moscow: Yurait; 2019. 334 p. Russian.
  7. Kolga VA. [Research of cognitive styles in the USSR]. In: Vyatkin BA, editor. Integral’noe issledovanie individual’nosti [Integral research of individuality]. Perm: [s. n.]; 1992. p. 17–36. Russian.
  8. Zinchenko VP. [Analysis of the activity of a human operator]. In: Zinchenko VP, Maizel’ NI, Nazarov AI, Tsvetkov AA. Inzhenernaya psikhologiya [Engineering psychology]. Moscow: Moscow University; 1964. 137 p. Russian.
  9. Gordynya ND. The influence of field dependence-independence, impulsiveness-reflectiveness, rigidity-flexibility of cognitive control on the successive training of specialists for air traffic control. Vestnik Udmurtskogo Universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Psikhologiya. Pedagogika. 2013;3:42–49. Russian.
  10. Lobanov AP. Psikhologiya intellekta i kognitivnykh stilei [Psychology of intelligence and cognitive styles]. Minsk: Agentstvo Vladimira Grevtsova; 2008. 296 p. Russian.
  11. Skotnikova IG. [Cognitive styles and strategies for solving cognitive tasks]. In: Libin VA, editor. Stil’ cheloveka: psikhologicheskii analiz [Style of human: psychological analysis]. Moscow: Smysl; 1998. р. 64–78. Russian.
  12. Chekalina AI. Influence of impulsivity-reflectivity on performance of sensory tasks with different levels of information load. Psychological Studies [Internet]. 2011 [cited 2021 February 5];4(16). Available from: http://psystudy.ru/index.php/num/2011n2-16/460-chekalina-gusev16.html. Russian.
Опубликован
2022-09-13
Ключевые слова: когнитивные стили, когнитивно-стилевые характеристики, полезависимость, поленезависимость, импульсивность когнитивного контроля, рефлективность когнитивного контроля, ригидность когнитивного контроля, гибкость когнитивного контроля, специалисты по управлению воздушным движением, тренажерная подготовка
Как цитировать
Барабан, И. И. (2022). Взаимосвязь между когнитивно-стилевыми характеристиками обучающихся управлению воздушным движением и показателем успешности тренажерной подготовки. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 3, 107-112. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/3992