Характеристики конструктивного взаимодействия младших школьников со сверстниками

  • Надежда Валентиновна Круглова Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0002-6123-3655

Аннотация

Изучаются характеристики конструктивного взаимодействия младших школьников со сверстниками в процессе совместного решения задач. Дети с высоким уровнем конструктивного взаимодействия в большей степени склонны проявлять альтруизм при решении совместной задачи как к принятым, так и к отверженным детям; имеют значимо более сильную мотивацию помогающего поведения в отношении отверженных сверстников и выраженную тенденцию оказания помощи принятым сверстникам; имеют более выраженную коллективистическую направленность коммуникации и тенденцию к выбору конструктивной стратегии принятия общего решения. Установлены значимые положительные взаимосвязи уровней конструктивного взаимодействия и мотивации помогающего поведения, альтруизма (как к принятому, так и к отверженному ребенку), мотивации деятельности, коллективистической направленности коммуникации и конструктивной стратегии принятия общего решения. Выявлена значимая отрицательная связь показателей конструктивного взаимодействия и эгоизма к принятому ребенку.

Биография автора

Надежда Валентиновна Круглова, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирантка кафедры социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – доктор психологических наук, профессор И. А. Фурманов.

Литература

  1. Polyakova AV. [The concept of interpersonal interaction in the socio-educational environment]. Problemy pedagogiki. 2017;9(32):25–26. Russian.
  2. Makarova TV. [Harmonisation of interpersonal relations between the subjects of the educational process]. In: Lebedeva NA, editor. Nauchnyi forum. Pedagogika i psikhologiya: sbornik statei po materialam XII Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 6–16 yanvarya 2017 g.; Moskva, Rossiya [Scientific forum: pedagogy and psychology: a collection of articles based on the materials of the 12th International scientific and practical conference; 2017 January 6–16; Moscow, Russia]. Moscow: International Center for Science and Education; 2017. p. 12–16. Russian.
  3. Mardahaev LV. Sotsial’naya pedagogika [Social pedagogy]. Moscow: Gardariki; 2005. 269 р. Russian.
  4. Smirnov VS. Pedagogicheskie usloviya formirovaniya opyta konstruktivnogo vzaimodeistviya u kursantov voennogo vuza v trudnykh situatsiyakh zhiznedeyatel’nosti [Pedagogical conditions for the formation of the experience of constructive interaction among cadets of a military university in difficult situations of life; dissertation]. Kostroma: Kostroma State University named after N. A. Nekrasov; 2006. 175 p. Russian.
  5. Shigabetdinova GM. Partnership as the type of constructive interaction: theoretical presentation of the problem. Fundamental Research. 2014;3:193–196. Russian.
  6. Stolyarenko LD, Stolyarenko VE. Psikhologiya i pedagogika [Psychology and pedagogy]. Moscow: Yurait; 2013. 134 р. Russian.
  7. Chebykina OA. Concerning the constructive interaction. Humanities, Social-economic and Social Sciences. 2014;8:222–225. Russian.
  8. Stukas AA, Clary EG. Altruism and helping behaviour. In: Ramachandran VS, editor. Encyclopedia of human behaviour. Volume 1. Kiddlington: Academic Press; 2012. p. 100–107.
  9. Barnett MA, Thompson Sh. The role of perspective taking and empathy in children’s machiavellianism, prosocial behaviour, and motive for helping. The Journal of Genetic Psychology. 2015;146(3):295–305.
  10. Cornwall G. What the research says about the academic power of friendship. KQED [Internet]. 2020 [cited 2021 October 15]. Available from: https://www.kqed.org/mindshift/56979/what-the-research-says-about-the-academic-power-offriendship.
  11. Kalinina TV. Pedagogicheskie usloviya optimizatsii mezhlichnostnogo vzaimodeistviya mladshikh shkol’nikov v uchrezhdeniyakh internatnogo tipa [Pedagogical conditions for optimising the interpersonal interaction of younger students in boarding schools; dissertation]. Penza: Arzamas; 2009. 232 p. Russian.
  12. Vorob'eva EV. Osobennosti simvolicheskikh predstavlenii mladshikh shkol’nikov ob odnoklassnikakh [Features of symbolic representations of younger schoolchildren about classmates; dissertation]. Moscow: Moscow Psychological and Pedagogical University; 2010. 135 p. Russian.
  13. Kruglova NV. Socio-psychological regulations of constructive interaction at children of the primary school age with each other: drafting the design of experiment. In: Furmanov IA, editor. Psikhosotsial’naya adaptatsiya v transformiruyushchemsya obshchestve: sub’ekt-sub’ektnaya kommunikatsiya kak faktor sotsializatsii individa: materialy V Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii; 23–24 oktyabrya 2020 g.; Minsk, Belarus’ [Psychosocial adaptation in a transforming society: subject-subject communication as a factor in the socialisation of an individual: materials of the 5th International scientific conference; 2020 October 23–24; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2020. p. 118–122. Russian.
  14. Saleem M, Craig AA, Christopher PB. Assessing helping and hurting behaviours through the tangram help/hurt task. Personality and Social Psychology Bulletin. 2015;41(10):1345–1362. DOI: 10.1177/0146167215594348.
Опубликован
2022-06-08
Ключевые слова: конструктивное взаимодействие, мотивация помогающего поведения, альтруизм, эгоизм, помогающее поведение, мотивация деятельности, результат деятельности, коллективистическая направленность коммуникации, конструктивная стратегия принятия общего решения; стратегия деятельности.
Как цитировать
Круглова, Н. В. (2022). Характеристики конструктивного взаимодействия младших школьников со сверстниками. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 2, 76-84. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/4411