Компонентный состав коммуникативной компетентности и ее измерение
Аннотация
Дается определение коммуникативной компетентности в рамках психологии. Анализируется соотношение коммуникативной компетентности и способностей, а также личностных качеств. Уточняется ее место в системе психологических характеристик, влияющих на коммуникативное поведение человека. Характеризуется компонентный состав коммуникативной компетентности в совокупности когнитивного, эмоционального, поведенческого и мотивационного компонентов. Социальный, эмоциональный интеллект, а также мотив аффилиации рассматриваются в структуре коммуникативной компетентности. Представлены методики измерения компонентов компетентности.
Литература
- Spitzberg BH. Communication competence as knowledge, skill, and impression. Communication Education. 1983;32(3): 323–329. DOI: 10.1080/03634528309378550.
- Spitzberg BH. (Re)Introducing communication competence to the health professions. Journal of Public Health Research. 2013;2(3):125–135. DOI: 10.4081/jphr.2013.e23.
- Zeer E, Symanyuk E. [Сompetency-based approach to modernising professional education]. Vysshee obrazovanie v Rossii. 2005;4:23–30. Russian.
- Bicheva IB, Vershinina AYu, Sharova TI, Stepanenkova AV, Rostokina ES. Challenges and prospects for improving the communicative competence of the teacher. Modern High Technologies. 2020;11(part 2):337–341. Russian. DOI: 10.17513/snt.38384.
- Chikhachev MV. Role of communicative competence in the process of socio-psychological adaptation of servicemen. Yaroslavskii psikhologicheskii vestnik. 2016;35:51–57. Russian.
- Teplov BM. Talented and gifted. Vestnik Moskovskogo universiteta. Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2014;4:99–105. Russian.
- Shadrikov VD. To new psychological theory of abilities and giftedness. Psikhologicheskii zhurnal. 2019;40(2):15–26. Russian.
- Ushakov DV. [Social intelligence as a type of intelligence]. In: Lyusin DV, Ushakov DV, editors. Sotsial’nyi intellekt: teoriya, izmerenie, issledovaniya [Social intelligence: theory, measurement, and research]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 2004. р. 11–28. Russian.
- Lyusin DV. [A new method for measuring emotional intelligence: the EmIn questionnaire]. Psikhologicheskaya diagnostika. 2006;4:3–22. Russian.
- Baturin NA, Matveeva LG. [Social and emotional intelligence: myths and reality]. Vestnik Yuzhno-Ural’skogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya «Psikhologiya». 2009;42:4–10. Russian.
- Silvera D, Martinussen M, Dahl TI. The Tromsø social intelligence scale, a self-report measure of social intelligence. Scandinavian Journal of Psychology. 2001;42(4):313–319. DOI: 10.1111/1467-9450.00242.
- Shevelev VV. Psychometric reasoning of «the Tromso social intelligence scale» questionnaire based on the city teenagers sample. Nauchnoe mnenie. 2016;16:144–156. Russian.
- Nasledov AD, Semenov VY. Modification of the Tromso social intelligence scale for the russian school pupils. Vestnik of Saint Petersburg University. Sociology. 2015;4:5–21. Russian.
- Nasledov AD, Shamaev AN. [Adaptation of the Tromso social intelligence scale for Russian psychology students]. In: Zashchirinskaya OV, Shaboltas AV, editors. Psikhologiya XXI veka: sistemnyi podkhod i mezhdistsiplinarnye issledovaniya. Sbornik nauchnykh trudov uchastnikov Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii molodykh uchenykh; 18–20 aprelya 2017 g.; Sankt-Peterburg, Rossiya. Tom 2 [Psychology of the 21st century: a systematic approach and interdisciplinary research. Collection of scientific papers of the participants of the International scientific conference of young scientists; 2017 April 18–20; Saint Petersburg, Russia. Volume 2]. Saint Petersburg: Skifiya-print; 2017. р. 296–301. Russian.
- Lyusin DV. [EmIn emotional intelligence questionnaire: new psychometric findings]. In: Lyusin DV, Ushakov DV, editors. Sotsial’nyi i emotsional’nyi intellekt: ot protsessov k izmereniyam [Social and emotional intelligence: from process to measurement]. Moscow: Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences; 2009. р. 264–278 Russian.
- Sawyer CR, Richmond VP. Motivational factors and communication competence. In: Hannawa AF, Spitzberg BH, editors. Communication Competence. Berlin: De Gruyter Mouton; 2015. p. 193–212. DOI: 10.1515/9783110317459-009.
- Mehrabian A. The development and validation of measures of affiliative tendency and sensitivity to rejection. Educational and psychological measurement. 1970;30(2):417–428. DOI: 10.1177/001316447003000226.
- Heyns R, Veroff J, Atkinson J. A scoring manual for the affiliation motive. In: Smith C, editor. Motivation and personality: handbook of thematic content analysis. Cambridge: Cambridge University Press; 1992. p. 211–223. DOI: 10.1017/CBO9780511527937.015.
- Mehrabian A. Evidence bearing on the affiliative tendency (MAFF) and sensitivity to rejection (MSR) scales. Current Psychology. 1994;13(2):97–116. DOI: 10.1007/BF02686794.
Copyright (c) 2022 Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).