Цифровая трансформация, цифровые разрывы и модернизация высшего образования
Аннотация
Произведено сравнение уровней цифровых знаний и компетенций трех групп людей, проживающих в Минске (студенты, профессионалы с высшим образованием, горожане в целом), для выявления возможных цифровых разрывов между этими группами в условиях пандемии и влияния уровня цифровой грамотности студентов на перспективы дальнейшей модернизации высшего образования. На основе анализа результатов нескольких социологических исследований, проведенных в Минске, обнаружены основные факторы, способствующие росту цифровых знаний и компетенций таких групп горожан, как студенты, профессионалы с высшим образованием молодого и среднего возрастов, горожане того же возраста в целом. Раскрыты практические преимущества, которые дает цифровая грамотность этим группам по сравнению с горожанами старшего возраста. Научная значимость исследования состоит в демонстрации зависимости эффективности цифровой трансформации в целом и цифровой модернизации высшего образования в частности от уровня цифровой грамотности групп, включенных в эти процессы. Показано, что пандемия стимулировала развитие дистанционного обучения и косвенно способствовала цифровой модернизации в сфере высшего образования.
Литература
- Ivanovskaya II, Posnova MV, editors. Tsifrovizatsiya kak novaya paradigma razvitiya [Digitalisation as a new development paradigm]. Petrozavodsk: Novaya nauka; 2021. 53 p. Russian.
- Ropolyi L. Proposal for a philosophy of the Internet. Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology. 2021;3:41–52.
- Kasyanov VV, Nechipurenko VN. Sotsiologiya Interneta [Sociology of Internet]. Moscow: Yurait; 2019. 424 p. Russian.
- Borodkina O, Sibirev V. The digital capital of social services consumers: factors of influence and the need for investment. The Journal of Social Policy Studies. 2021;1(19):129–142.
- Dmitrieva NE, Zhulin AB, Artamonov RE, Titov EA. Otsenka tsifrovoi gotovnosti naseleniya Rossii [Assessment of digital readiness of the population of Russia]. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics; 2021. 86 p. Russian.
- Rubanau AV, Belousova AE, Podolyak EE, Sidorenko AP. Student and Internet: attempt of comparative sociological research. Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology. 2019;3:67–73. Russian.
- Wei KK, Teo HH, Chan HC, Tan BCY. Conceptualising and testing a social cognitive model of the digital divide. Information Systems Research. 2011;22(1):170–187. DOI: 10.1287/isre.1090.0273.
- Scheerder A, van Deursen A, van Dijk J. Determinants of Internet skills, uses and outcomes. A systematic review of the second- and third-level digital divide. Telematics Inform. 2017;34(8):1607–1624.
- Titarenko LG. [The impact of digitalisation on the educational process: prospects and risks]. Vyshjejshaja shkola. 2022;1:3–8. Russian.
- Titarenko LG, Karapetyan RV. [Digital city and digital competences of citizens: development trends (based on case study materials)]. In: Pinchuk IV, editor. Sotsial’nye praktiki i razvitie gorodskoi sredy: urbanistika i innovatika. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 25–26 noyabrya 2021 g.; Minsk, Belarus’ [Social practices and development of the urban environment: urban studies and innovation. Materials of the International scientific and practical conference; 2021 November 25–26; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2021. p. 302–309. Russian.
- Tuikka AM. Evaluating digitalisation of social services from the viewpoint of the citizen. In: Pappas IO, Mikalef P, Dwivedi YK, editors. Digital transformation for a sustainable society in the 21st century. Revised selected papers; 2019 September 18–20; Trondheim, Norway. Trondheim: Springer Nature Switzerland AG; 2020. p. 23–30. DOI: 10.1007/978-3-030-39634-3_3.
- Schmidt E, Cohen J. The new digital age: reshaping the future of people, nations and business. New York: Alfred A. Knopf Inc.; 2013. 336 р. Russian edition: Schmidt E, Cohen J. Novyi tsifrovoi mir. Kak tekhnologii menyayut zhizn’ lyudei, modeli biznesa i ponyatie gosudarstv. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber; 2013. 368 p.
Copyright (c) 2022 Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).