Цифровая трансформация, цифровые разрывы и модернизация высшего образования

  • Лариса Григорьевна Титаренко Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Произведено сравнение уровней цифровых знаний и компетенций трех групп людей, проживающих в Минске (студенты, профессионалы с высшим образованием, горожане в целом), для выявления возможных цифровых разрывов между этими группами в условиях пандемии и влияния уровня цифровой грамотности студентов на перспективы дальнейшей модернизации высшего образования. На основе анализа результатов нескольких социологических исследований, проведенных в  Минске, обнаружены основные факторы, способствующие росту цифровых знаний и компетенций таких групп горожан, как студенты, профессионалы с высшим образованием молодого и среднего возрастов, горожане того же возраста в целом. Раскрыты практические преимущества, которые дает цифровая грамотность этим группам по сравнению с горожанами старшего возраста. Научная значимость исследования состоит в демонстрации зависимости эффективности цифровой трансформации в целом и цифровой модернизации высшего образования в частности от уровня цифровой грамотности групп, включенных в эти процессы. Показано, что пандемия стимулировала развитие дистанционного обучения и косвенно способствовала цифровой модернизации в сфере высшего образования.

Биография автора

Лариса Григорьевна Титаренко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Литература

  1. Ivanovskaya II, Posnova MV, editors. Tsifrovizatsiya kak novaya paradigma razvitiya [Digitalisation as a new development paradigm]. Petrozavodsk: Novaya nauka; 2021. 53 p. Russian.
  2. Ropolyi L. Proposal for a philosophy of the Internet. Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology. 2021;3:41–52.
  3. Kasyanov VV, Nechipurenko VN. Sotsiologiya Interneta [Sociology of Internet]. Moscow: Yurait; 2019. 424 p. Russian.
  4. Borodkina O, Sibirev V. The digital capital of social services consumers: factors of influence and the need for investment. The Journal of Social Policy Studies. 2021;1(19):129–142.
  5. Dmitrieva NE, Zhulin AB, Artamonov RE, Titov EA. Otsenka tsifrovoi gotovnosti naseleniya Rossii [Assessment of digital readiness of the population of Russia]. Moscow: Publishing House of the Higher School of Economics; 2021. 86 p. Russian.
  6. Rubanau AV, Belousova AE, Podolyak EE, Sidorenko AP. Student and Internet: attempt of comparative sociological research. Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology. 2019;3:67–73. Russian.
  7. Wei KK, Teo HH, Chan HC, Tan BCY. Conceptualising and testing a social cognitive model of the digital divide. Information Systems Research. 2011;22(1):170–187. DOI: 10.1287/isre.1090.0273.
  8. Scheerder A, van Deursen A, van Dijk J. Determinants of Internet skills, uses and outcomes. A systematic review of the second- and third-level digital divide. Telematics Inform. 2017;34(8):1607–1624.
  9. Titarenko LG. [The impact of digitalisation on the educational process: prospects and risks]. Vyshjejshaja shkola. 2022;1:3–8. Russian.
  10. Titarenko LG, Karapetyan RV. [Digital city and digital competences of citizens: development trends (based on case study materials)]. In: Pinchuk IV, editor. Sotsial’nye praktiki i razvitie gorodskoi sredy: urbanistika i innovatika. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 25–26 noyabrya 2021 g.; Minsk, Belarus’ [Social practices and development of the urban environment: urban studies and innovation. Materials of the International scientific and practical conference; 2021 November 25–26; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2021. p. 302–309. Russian.
  11. Tuikka AM. Evaluating digitalisation of social services from the viewpoint of the citizen. In: Pappas IO, Mikalef P, Dwivedi YK, editors. Digital transformation for a sustainable society in the 21st century. Revised selected papers; 2019 September 18–20; Trondheim, Norway. Trondheim: Springer Nature Switzerland AG; 2020. p. 23–30. DOI: 10.1007/978-3-030-39634-3_3.
  12. Schmidt E, Cohen J. The new digital age: reshaping the future of people, nations and business. New York: Alfred A. Knopf Inc.; 2013. 336 р. Russian edition: Schmidt E, Cohen J. Novyi tsifrovoi mir. Kak tekhnologii menyayut zhizn’ lyudei, modeli biznesa i ponyatie gosudarstv. Moscow: Mann, Ivanov i Ferber; 2013. 368 p.
Опубликован
2022-06-02
Ключевые слова: цифровая трансформация, модернизация высшего образования, пандемия, цифровые знания и компетенции, студенты, профессионалы, горожане, информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), дистанционное обучение
Поддерживающие организации Статья подготовлена при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (проект № Г21АРМ-020).
Как цитировать
Титаренко, Л. Г. (2022). Цифровая трансформация, цифровые разрывы и модернизация высшего образования. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 2, 26-32. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/4620