Феномен расизма и концепт расы: опыт трансдисциплинарного исследования
Аннотация
В последние десятилетия в развитии научного и философского знания актуальным становится трансдисциплинарный подход, связанный с комплексным исследованием сложных природных или социальных явлений. Примером такого явления служит расизм, изучаемый, как правило, социологией и исторической наукой. В статье предлагается осуществить трансдисциплинарное исследование расизма, предусматривающее комплексное обращение к философии, истории, социологии и другим дисциплинам. Особое внимание уделяется философской концептуализации расизма и связи расизма с категорией расы. Исследуется эволюция концепта расы в философии, науке и социальнополитических практиках от истоков до XX–XXI вв., когда понятие расы объявлялось искусственно сконструированным и начинало вытесняться из философского и научного дискурса. Биоантропологи критикуют концепт расы за неточность, интеллектуалы видят в оперировании расовыми классификациями признак расизма. Проблематичность концептуализации расизма связана не только с вариабельностью концепта расы, но и со сменой его исторических типов – от традиционного к современному. Традиционный (классический, биологический) расизм основан на использовании категории расы и идеи непреодолимости биологических различий между представителями различных рас. Современный расизм включает в себя классовый (институциональный) и культурный (дифференциальный или «тонкий») расизм. Классовый расизм связан с социально-политическими практиками неявной сегрегации в сфере занятости населения и, соответственно, с неравным распределением доходов. Культурный расизм смещает фокус внимания с биологического на культурное, акцентирует непреодолимость культурных различий.
Литература
- Jackson JР, Weidman NМ. Race, racism, and science: social impact and interaction. New Brunswick: Rutgers University Press; 2005. 424 p.
- Hegel GWF. Enciklopediya filosofskih nauk. Tom 3. Filosofiya duha [The encyclopedia of the philosophical sciences. Volume 3. The philosophy of spirit]. Sitkovskii EP, Kedrov BM, Rozental’ MM, editors. Moscow: Mysl’; 1977. 471 p. Russian.
- Balibar E, Wallersteinn I. Rasa, natsiya, klass. Dvusmyslennye identichnosti [Race, nation, class. Ambigious identities]. Glushchenko I, translator; Skopin D, Kagarlitskii B, Skuratov B, editors. Moscow: Logos-Al’tera; 2003. 272 p. Russian.
- Derrida J. tRACEs: race, deconstruction, and critical theory [Internet]. 2003 [cited 2021 September 13]. Available from: https://uchri.org/events/traces-race-deconstruction-and-critical-theory/.
- Sarich V, Miele F. Race. The reality of human differences. New York: Routledge; 2019. 304 р.
- Yudell M, Roberts D, DeSalle R, Tishkoff S. Taking race out of human genetics. Science Magazine. 2016;351:564–565.
- Isaak B. The Invention of racism in classical Antiquity. Princeton: Princeton University Press; 2006. 592 р.
- Hochman A. Race and reference. Biology and Philosophy [Internet]. 2019 [cited 2021 August 12];34(2):32. Available from: https://philpapers.org/archive/HOCRAR-3.pdf.
- Hochman A. Janus-faced race: is race biological, social, or mythical? American Journal of Physical Anthropology. 2021;175(2):453–464.
- Shnirel’man VA. «Porog tolerantnosti»: ideologiya i praktika novogo rasizma. Tom 1 [The «threshold of tolerance»: ideology and practice of new racism. Volume 1]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie; 2011. 576 p. Russian.
- Dyer R. White. London: Routledge; 2017. 304 р.
- Khanna N. «If you’re half black, you’re just black»: reflected appraisals and the persistence of the one-drop rule. The Sociological Quarterly. 2010;51(1):96–121.
- Fredrickson GM, Camarillo A. Racism: a short history. Princeton: Princeton University Press; 2015. 232 р.
- Mondry H. Censorship and intellectual freedom: reflections 30 years after Chernobyl and glasnost (1986–2016). Continental Thought & Theory. 2016;1:7–17.
- Weidinger B. Equal before God, and God alone: cultural fundamentalism, (anti-)egalitarianism, and Christian rhetoric in nativist discourse from Austria and the United States. Journal of Austrian-American History. 2017;1:40–68.
- Stolcke V. Talking culture: new boundaries, new rhetorics of exclusion in Europe. HAU: Journal of Ethnographic Theory. 2021;11(1):221–239.
- Ture K, Hamilton ChV. Black power. The politics of liberation in America. New York: Vintage Books; 1992. 256 р.
- Bonilla-Silva E. «Racists», «class anxieties», hegemonic racism, and democracy in Trump’s America. Social Currents. 2019;6(1):14–31.
- Fanon F. Toward the African revolution: political essays. New York: Groove Press; 1994. 208 р.
- Baudrillard J. Amerika [America]. Kalugin D, translator. Saint Petersburg: Vladimir Dal’; 2000. 208 p. Russian.
- Siebers H, Dennissen MH. Is it cultural racism? Discursive exclusion and oppression of migrants in the Netherlands. Current Sociology. 2015;63(3):470–489.
Copyright (c) 2022 Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).