Философия образования в Китае: истоки и основные этапы

  • Чжэн Жэнь Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Определены истоки философии образования в Китае (традиционная китайская философия, западная философия образования, теория марксизма), различающиеся предметным полем, категориальным аппаратом, используемыми теоретическими подходами. Дальнейшее развитие философии образования в Китае характеризуется синтезом данных истоков или доминированием одного из них. Выделены этапы развития философии образования в Китае как академической дисциплины и как области профессиональных исследований: этап становления и развития (1920–30-е гг.), этап упадка (1937 г. – 1970-е гг.), этап возрождения (1970–90-е гг.), современный этап развития (конец XX в. – настоящее время). Охарактеризованы социально-политические контексты, представления о проблемном поле философии образования, используемые методы и применяемые подходы выявленных этапов.

Биография автора

Чжэн Жэнь, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирант кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – кандидат философских наук, доцент В. С. Сайганова

Литература

  1. Guo Qijia. History of Chinese educational thought. Beijing: Foreign Language Press; 2009. 601 p.
  2. Ni Peimin. Understanding the analects of Confucius: a new translation of lunyu with annotations. New York: State University of New York Press; 2017. 510 p.
  3. Bahtilla M, Xu Hui. The influence of Confucius’s educational thoughts on China’s educational system. Open Access Library Journal. 2021;8:1–17. DOI: 10.4236/oalib.1107370.
  4. Shu Xinchang. [The history of modern Chinese educational thought]. Shanghai: Zhonghua Book Company; 1939. 272 p. Chinese.
  5. Dewey J. My pedagogical creed. Historical and Pedagogical Journal. 2014;4:54–63. Russian.
  6. Tao Xiaozhen. [The complete works of Tao Xingzhi]. Changsha: Hunan Education Press; 1985. 389 p. Chinese.
  7. Qu Bokang, Ding Zhili. [Chinese «design pedagogy». China’s «Dalton method». Chinese «kanat law»]. In: Qu Bokang, editor. [Choice of pedagogy: teaching (I)]. Beijing: People’s Education Press; 1988. p. 334–355. Chinese.
  8. Wang Guang, editor. [Educational affection: compilation of materials on the history of modern Chinese education. Educational thought]. Shanghai: Shanghai Education Press; 1937. 183 p. Chinese.
  9. Lu Youquan, Chi Yanjie. Educational philosophy in China: a centennial retrospect and prospect. Frontiers of Education in China. 2007;2:13–29. DOI: 10.1007/s11516-007-0002-2.
  10. Fan Qing. [Philosophy of education]. Shanghai: World Publishing; 1933. 201 p. Chinese.
  11. Wu Ji. [Outline of educational philosophy]. Shanghai: Business Printing House; 1935. 201 p. Chinese.
  12. Zhang Hong. [Philosophy of education]. Shanghai: Chuanxin Publishing House; 1934. 179 p. Chinese.
  13. Wu Junsheng. The outline of philosophy of education. Taipei: Commercial Press; 1973. 441 p.
  14. Huang Chienchung. Philosophy of education. Taipei: Correspondence School of Chinese Self-Government; 1954. 269 p.
  15. Huang Chienchung. [The first draft of the educational philosophy]. Beijing: Beijing Pedagogical University Press; 1982. 162 p. Chinese.
  16. Tian Yu, editor. [Contemporary educational philosophy]. Tianjin: Tianjin Academy of Social Sciences Press; 1991. 355 p. Chinese.
  17. Sang Han. [The educational concept of the new century – the production of human beings themselves]. Beijing: Education Science Press; 1993. 387 p. Chinese.
  18. Wang K. [Modern educational philosophy]. Wuhan: Central China Normal University Press; 1996. 171 p. Chinese.
  19. Shenghong Jian. Understanding and education: an introduction to the philosophy of education in the approach of philosophical hermeneutics. Beijing: Education Science Publishing House; 1997. 407 p.
  20. Zhongying Shi. Transformation of knowledge and education reform. Beijing: Education Science Publishing House; 2001. 282 p.
  21. Huang Chienchung, editor. [Introduction to traditional Chinese philosophy and educational philosophy]. Zhengzhou: Henan Education Press; 1994. 448 p. Chinese.
  22. Cui Yu. [Western educational philosophy in the 20th century]. Harbin: Heilongjiang Education Press; 1995. 171 p. Chinese.
  23. Yu Sin, Yu Jiefeng. [Traditional Chinese philosophy of education]. Nanjing: Jiangsu Education Press; 1996. 285 p. Chinese.
  24. Zhang Zhenfeng, editor. [History of Chinese educational philosophy]. Jinan: Shandong Education Press; 2000. 365 p. Chinese.
  25. Liu Fengxing, Liu Cencen. [A new interpretation of traditional educational philosophy]. Wuhan: Hubei Education Press; 2000. 332 p. Chinese.
  26. Chen Yu, editor. [Contemporary Western educational philosophy]. Beijing: Education Science Press; 1982. 316 p. Chinese.
  27. Cui Chang. [Western educational philosophy in the 20th century]. Harbin: Heilongjiang Education Press; 1990. 251 p. Chinese.
  28. Lu I. [Contemporary Western educational philosophy]. Zhengzhou: Henan Education Press; 1993. 217 p. Chinese.
Опубликован
2022-06-08
Ключевые слова: философия образования, философия образования в Китае, китайская философия, образование в Китае, конфуцианство, марксизм, западная философия образования
Как цитировать
Чжэн Жэнь. (2022). Философия образования в Китае: истоки и основные этапы. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 2, 105-112. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/4690