Социально-философская методология исследования и оценки интернационализации высшего образования

  • Дмитрий Aнатольевич Смоляков Линнаньский педагогический университет, ул. Цуиньцзин, 29, Чикан, г. Чжаньцзян, провинция Гуандун, Китай; Институт философии НАН Беларуси, ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0002-9676-9628

Аннотация

Интернационализация высшего образования является актуальным направлением междисциплинарных исследований. В рамках этого направления одной из наиболее сложных проблем выступает методология исследования и оценки. Философия обладает необходимым инструментарием, способным приблизить решение данной проблемы в контексте узкоспециализированной характеристики эффективности и более широкой дискуссии относительно современных методов гуманитарных исследований. Предложенный в статье метод таргетирования контекста является дальнейшим развитием методологических инструментов постнеклассической философии, включающих анализ нарративов и дискурсов. В рамках предлагаемого метода исследования и оценки работа университета или национальной системы высшего образования рассматривается в качестве контекста, внутри которого определяется набор из чувствительных элементов, и наблюдение за ними позволяет выявить происходящие изменения или отсутствие таковых. По итогу подобного наблюдения исследователь приобретает объективные данные, позволяющие судить о характере интернационализации высшего образования, а также оценивать ее результативность.

Биография автора

Дмитрий Aнатольевич Смоляков, Линнаньский педагогический университет, ул. Цуиньцзин, 29, Чикан, г. Чжаньцзян, провинция Гуандун, Китай; Институт философии НАН Беларуси, ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, г. Минск, Беларусь

кандидат философских наук; старший научный сотрудник Линнаньского педагогического университета; Института философии НАН Беларуси

Литература

  1. Wit H. Strategies for internationalisation of higher education: a comparative study of Australia, Canada, Europe and the United States of America. Amsterdam: EAIE Secretariat; 1994. 176 p.
  2. Wit H, Knight J. Quality and internationalisation in higher education: institutional management in higher education. Paris: OECD; 1999. 268 p.
  3. Stiasny M, Gore T. Going global: identifying trends and drivers of international education. London: Emerald Group Publishing; 2012. 250 p.
  4. Deardorff DK, Wit H, Heyl JD, Adams T, editors. The SAGE handbook of international higher education. California: SAGE Publishing; 2012. 552 p.
  5. Lee J, Hammer J. Gamification in education: what, how, why Bother? Academic Exchange Quarterly [Internet]. 2011 [cited 2020 September 10];15(2):1–5. Available from: https://www.academia.edu/570970/Gamification_in_Education_What_How_Why_Bother.
  6. Braskamp LA. Internationalizing a campus: a framework for assessing its progress. Journal of College and Character. 2010;10(7):1–8.
  7. Nguyen NT, Biderman MD, McNary LD. A validation study of the Cross-cultural adaptability inventory. International Journal of Training and Development. 2010;14(2):112–129.
  8. Hammer MR. Solving problems and resolving conflict using the intercultural conflict style model and inventory. In: Moodian MA, editor. Contemporary leadership and intercultural competence: exploring the cross-cultural dynamics within organizations. Thousand Oaks: Sage; 2009. p. 219–232.
  9. Morais DB, Ogden AC. Initial development and validation of the global citizenship scale. Journal of Studies in International Education. 2011;15(5):445–466.
  10. Foucault М. Arkheologiya znaniya [Archeology of knowledge]. Rakova MB, Serebryannikova AYu, translators. Saint Petersburg: Gumanitarnaya Akademiya; 2004. 416 р. Russian.
  11. Duranti A, Goodwin Ch, editors. Rethinking сontext: language as an interactive phenomenon: (studies in the social and cultural foundations of language). Cambridge: Cambridge University Press; 1992. 363 p.
  12. Webster L, Mertova P. Using narrative inquiry as a research method: an introduction to critical event narrative analysis in research, teaching and professional practice. London: Routledge; 2007. 144 p.
Опубликован
2023-01-17
Ключевые слова: интернационализация высшего образования, таргетирование контекста, методология исследования и оценки, методология науки
Как цитировать
СмоляковД. A. (2023). Социально-философская методология исследования и оценки интернационализации высшего образования. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 1, 45-50. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/4726