Философия образования в Беларуси: проблемное поле и перспективы
Аннотация
Определены истоки философии образования в Беларуси, различающиеся предметным полем, категориальным аппаратом и используемыми теоретическими подходами: философские идеи белорусских просветителей, советская традиция философских вопросов педагогики, теория марксизма, а также западная философская традиция. Дальнейшее развитие философии образования в Беларуси характеризуется доминированием одного из данных подходов или синтезом таких подходов. Социально-политические и экономические изменения белорусского общества оказали существенное влияние на институционализацию философии образования. Они также воздействовали на проблемное поле, используемые методы и применяемые подходы данной научной дисциплины. Выделены этапы развития философии образования как академической дисциплины (этап становления (1990–2000-е гг.) и современный этап развития (начало XXI в. – настоящее время)) и области специальных исследований в Беларуси.
Литература
- Babishin SD, Mityurov BN, compilers. Antologiya pedagogicheskoi mysli Drevnei Rusi i Russkogo gosudarstva XIV–XVII vv. [Anthology of pedagogical thought of Ancient Russia and the Russian state of the 14th–17th centuries]. Moscow: Pedagogika; 1985. 367 p. Russian.
- Vol’fson SYa. Marksizm i pedagogika [Marxism and pedagogy]. Minsk: Beltrestpechat’; 1924. 47 p. Russian.
- Pankevich PJa. Gistoryja pedagogiki [The history of pedagogy]. Minsk: Belaruskae dzjarzhawnae vydavectva; 1929. 335 с. Belarusian.
- Sergeiko SA, compiler. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoi mysli [The history of education and pedagogical thought]. Hrodna: Yanka Kupala State University of Grodno; 2010. 251 p. Russian.
- Buiko TN. Filosofiya obrazovaniya: staraya traditsiya ili novaya distsiplina? [Philosophy of education: an old tradition or a new discipline?]. Minsk: National Institute of Education; 2000. 210 p. Russian.
- Kuznetsov AV. [Problems of education in the light of the new ecological and futurological paradigm of social thinking]. In: Kukharchik PD, Bushchik VV, Andaralo AI, editors. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka: istoriya i sovremennost’ (k 95-letiyu so dnya obrazovaniya BGPU). Materialy Respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Chast’ 1; 21 oktyabrya 2009 g.; Minsk, Belarus’ [Pedagogical education and science: history and modernity (on the occasion of the 95th anniversary of the formation of Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank). Proceedings of the Republican scientific and practical conference. Part 1; 2009 October 21; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank; 2009. p. 42–43. Russian.
- Bondarev VG. Sovremennye paradigmy obrazovaniya: na puti k tselostnosti i samoorganizatsii [Modern paradigms of education: on the way to integrity and self-organisation]. Minsk: National Institute of Education; 2003. 128 p. Russian.
- Latysh NI. Obrazovanie na rubezhe vekov [Education at the turn of the centuries]. Minsk: National Institute of Education; 2000. 215 p. Russian.
- Levko AI. Teoretiko-metodologicheskie problemy obrazovaniya: sotsiokul’turnyi analiz [Theoretical and methodological problems of education: socio-cultural analysis]. Minsk: Bestprint; 2003. 311 p. Russian.
- Korol’ AD. Where pedagogy goes: «Logos» and «Dao» of education. Belaruskaja dumka. 2016;6:64–67. Russian.
- Sayganova VS. Functional status of education in modern society. The Journal of Philosophy and Social Sciences. 2015;3:33–36. Russian.
Copyright (c) 2023 Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).