Философия образования в Беларуси: проблемное поле и перспективы

  • Чжэн Жэнь Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Определены истоки философии образования в Беларуси, различающиеся предметным полем, категориальным аппаратом и используемыми теоретическими подходами: философские идеи белорусских просветителей, советская традиция философских вопросов педагогики, теория марксизма, а также западная философская традиция. Дальнейшее развитие философии образования в Беларуси характеризуется доминированием одного из данных подходов или синтезом таких подходов. Социально-политические и экономические изменения белорусского общества оказали существенное влияние на институционализацию философии образования. Они также воздействовали на проблемное поле, используемые методы и применяемые подходы данной научной дисциплины. Выделены этапы развития философии образования как академической дисциплины (этап становления (1990–2000-е гг.) и современный этап развития (начало XXI в. – настоящее время)) и области специальных исследований в Беларуси.

Биография автора

Чжэн Жэнь, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирант кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – кандидат философских наук, доцент В. С. Сайганова

Литература

  1. Babishin SD, Mityurov BN, compilers. Antologiya pedagogicheskoi mysli Drevnei Rusi i Russkogo gosudarstva XIV–XVII vv. [Anthology of pedagogical thought of Ancient Russia and the Russian state of the 14th–17th centuries]. Moscow: Pedagogika; 1985. 367 p. Russian.
  2. Vol’fson SYa. Marksizm i pedagogika [Marxism and pedagogy]. Minsk: Beltrestpechat’; 1924. 47 p. Russian.
  3. Pankevich PJa. Gistoryja pedagogiki [The history of pedagogy]. Minsk: Belaruskae dzjarzhawnae vydavectva; 1929. 335 с. Belarusian.
  4. Sergeiko SA, compiler. Istoriya obrazovaniya i pedagogicheskoi mysli [The history of education and pedagogical thought]. Hrodna: Yanka Kupala State University of Grodno; 2010. 251 p. Russian.
  5. Buiko TN. Filosofiya obrazovaniya: staraya traditsiya ili novaya distsiplina? [Philosophy of education: an old tradition or a new discipline?]. Minsk: National Institute of Education; 2000. 210 p. Russian.
  6. Kuznetsov AV. [Problems of education in the light of the new ecological and futurological paradigm of social thinking]. In: Kukharchik PD, Bushchik VV, Andaralo AI, editors. Pedagogicheskoe obrazovanie i nauka: istoriya i sovremennost’ (k 95-letiyu so dnya obrazovaniya BGPU). Materialy Respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Chast’ 1; 21 oktyabrya 2009 g.; Minsk, Belarus’ [Pedagogical education and science: history and modernity (on the occasion of the 95th anniversary of the formation of Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank). Proceedings of the Republican scientific and practical conference. Part 1; 2009 October 21; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State Pedagogical University named after Maxim Tank; 2009. p. 42–43. Russian.
  7. Bondarev VG. Sovremennye paradigmy obrazovaniya: na puti k tselostnosti i samoorganizatsii [Modern paradigms of education: on the way to integrity and self-organisation]. Minsk: National Institute of Education; 2003. 128 p. Russian.
  8. Latysh NI. Obrazovanie na rubezhe vekov [Education at the turn of the centuries]. Minsk: National Institute of Education; 2000. 215 p. Russian.
  9. Levko AI. Teoretiko-metodologicheskie problemy obrazovaniya: sotsiokul’turnyi analiz [Theoretical and methodological problems of education: socio-cultural analysis]. Minsk: Bestprint; 2003. 311 p. Russian.
  10. Korol’ AD. Where pedagogy goes: «Logos» and «Dao» of education. Belaruskaja dumka. 2016;6:64–67. Russian.
  11. Sayganova VS. Functional status of education in modern society. The Journal of Philosophy and Social Sciences. 2015;3:33–36. Russian.
Опубликован
2023-01-23
Ключевые слова: философия образования, философская мысль Беларуси, белорусская философская традиция, образование в Беларуси, марксизм, западная философия образования
Как цитировать
Жэнь, Ч. (2023). Философия образования в Беларуси: проблемное поле и перспективы. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 1, 51-56. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/5313