Влияние показателей социокультурной адаптации, социальной поддержки и стратегий совладающего поведения на состояние психического здоровья китайских студентов

  • Су Тао Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Игорь Александрович Фурманов Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Установлено, что оценка психического здоровья китайских студентов имеет значимую обратную связь с показателями социокультурной адаптации, активного копинга и социальной поддержки, а также прямую связь с показателем пассивного копинга. Выявлено, что на психическое здоровье социокультурная адаптация и социальная поддержка непосредственно не влияют, однако активный копинг воздействует негативно (снижает риск нарушений), а пассивный копинг, наоборот, катализирует проблемы с психическим здоровьем. Социальная поддержка оказывает значимый модерирующий эффект на медиацию активного и пассивного копинга в регуляции психического здоровья. Сделан вывод о том, что проблемы психического состояния и здоровья китайских студентов могут быть преодолены за счет научения их способам активного преодоления стрессовых ситуаций в процессе социокультурной адаптации, а также за счет расширения качества и количества социальной поддержки.

Биографии авторов

Су Тао, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирант кафедры социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – И. А. Фурманов

Игорь Александрович Фурманов, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор психологических наук, профессор; заведующий кафедрой социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук

Литература

  1. Berry JW. Immigration, acculturation and adaptation. Applied Psychology: An International Review. 1997;46(1):5–34. DOI: 10.1111/j.1464-0597.1997.tb01087.x.
  2. Argyle M. The nature of social skill. In: Argyle M, editor. Social skills and health. London: Routledge; 1981. p. 7–37. DOI: 10.4324/9780203796108.
  3. Ward C, Bochner S, Furnham A. The psychology of culture shock. 2nd edition. London: Routledge; 2001. 384 р. DOI: 10.4324/9781003070696.
  4. Qiu Shan, Yan Xiaomin. [Research on the influencing factors in Colleen Ward’s two-dimensional model]. Learn Theory. 2016;11:171–173. Chinese.
  5. Berry JW, Phinney JS, Sam DL, Vedder P. Immigrant youth: acculturation, identity and adaptation. Applied Psychology. 2006;55(3):303–332. DOI: 10.1111/j.1464-0597.2006.00256.x.
  6. Zhong Jiabao, Gao Jing, Xie Gang. [Correlation analysis of international students’ cultural adaptation and mental health]. Chinese School Health. 2013;34(12):1519–1521. Chinese.
  7. Lazarus RS, Folkman S. Stress, appraisal, and coping. New York: Springer; 1984. 460 р.
  8. Lazarus RS. Coping theory and research: past, present, and future. Psychosomatic Medicine. 1993;55(3):234–247. DOI: 10.1097/00006842-199305000-00002.
  9. Wang Weiping, Xue Zhaoxia, Niu Li. [The mediating mechanism of coping style between work stress and mental health]. China Health Statistics. 2012;29(3):330–332. Chinese.
  10. Beutler LE, Harwood TM, Kimpara Satoko, Verdirame D, Blau K. Coping style. Journal of Clinical Psychology. 2011;67(2):176–183. DOI: 10.1002/jclp.20752.
  11. Desmond DM, MacLachlan M. Coping strategies as predictors of psychosocial adaptation in a sample of elderly veterans with acquired lower limb amputations. Social Science & Medicine. 2006:62(1):208–216. DOI: 10.1016/j.socscimed.2005.05.011.
  12. Endler NS, Parker JD. Multidimensional assessment of coping: a critical evaluation. Journal of Personality and Social Psychology. 1990;58(5):844–854. DOI: 10.1037/0022-3514.58.5.844.
  13. Walker R, Stephens RS. Protective behavioral strategies mediate problem-focused coping and alcohol use in college students. Addictive Behaviors. 2014:39(6):1033–1037. DOI: 10.1016/j.addbeh.2014.02.006.
  14. Noorbakhsh Najmeh, Besharat Mohammad Ali, Zarei Jamileh. Emotional intelligence and coping styles with stress. Procedia-Social and Behavioral. 2010;5:818–822. DOI: 10.1016/j.sbspro.2010.07.191.
  15. Chen Weizhen. [Research on the mental health status and coping styles of high school art students] [dissertation]. Suzhou: Suzhou University; 2010. 87 p. Chinese.
  16. Kim Young Yun, Gudykunst WВ. Cross-cultural adaptation: сurrent approaches. New York: Newbury Park; 1988. 320 р.
  17. Chirkov VI, Safdar S, de Guzman J, Playford K. Further examining the role motivation to study abroad plays in the adaptation of international students in Canada. International Journal of Intercultural Relations. 2008;32(5):427–440. DOI: 10.1016/j.ijintrel.2007.12.001.
  18. Adelman MB. Cross-cultural adjustment: a theoretical perspective on social support. International Journal of Intercultural Relation. 1988:12(3):183–204. DOI: 10.1016/0147-1767(88)90015-6.
  19. Yue H. Research on the Chinese sojourners’ сross-cultural adaptation in Confucius institutes [dissertation]. Zhengzhou: Henan University of Technology; 2016. 65 р.
  20. Ward C, Kennedy A. The measurement of socio-cultural adaptation. International Journal of Intercultural Relations. 1999:23(4):659–677. DOI: 10.1016/S0147-1767(99)00014-0.
  21. Xie Yaning. [A preliminary study on the reliability and validity of the simple coping style scale]. Chinese Journal of Clinical Psychology. 1998;6(2):114–115. Chinese.
  22. Zimet GD, Powell SS, Farley GK, Werkman S, Berkoff KA. Psychometric characteristics of the multidimensional scale of perceived social support. Journal of Personality Assessment. 1990;55(3–4):610–617. DOI: 10.1080/00223891.1990.9674095.
  23. Wang Zihuan, Yu Wenlan. [Evaluation of the reliability and validity of the simplified version of the symptom self-rating scale (SCL-54) in the psychological evaluation of female medical staff]. Chinese Journal of Industrial Medicine. 2018;32(5):351–355. Chinese.
  24. Hayes AF. Partial, conditional, and moderated moderated mediation: quantification, inference, and interpretation. Communication Monographs. 2018;85(1):4–40. DOI: 10.1080/03637751.2017.1352100.
  25. Cheng Kun. [The relationship between high school students’ coping style, mental flexibility and adaptive mental health] [dissertation]. Jinan: Shandong Normal University; 2014. 52 р. Chinese.
  26. Wen Zhonglin, Ye Baojuan. Different methods for testing moderated mediation models: competitors or backups? Acta Psychologica Sinica. 2014;46(5):714–726. DOI: 10.3724/SP.J.1041.2014.00714.
  27. Hayes AF, Rockwood NJ. Conditional process analysis: concepts, computation, and advances in modeling the contingencies of mechanisms. American Behavioral Scientist. 2019;64(1):19–54. DOI: 10.1177/0002764219859633.
  28. Hayes AF. Introduction to mediation, moderation, and conditional process analysis: a regression-based approach. New York: Guilford Press; 2013. 732 p.
  29. Rosenthal DA, Russell J, Thomson G. Social connectedness among international students at an Australian university. Social Indicators Research. 2007;84(1):71–82. DOI: 10.1007/s11205-006-9075-1.
  30. Alsaad Khaled Saeed Mohammad. Psychosocial and mental health challenges of international students compared to British students in UK universities [dissertation]. Luton: University of Bedfordshire; 2017. 356 p.
Опубликован
2023-05-28
Ключевые слова: социокультурная адаптация, активный и пассивный копинг, социальная поддержка, психическое здоровье
Как цитировать
Тао, С., & Фурманов, И. А. (2023). Влияние показателей социокультурной адаптации, социальной поддержки и стратегий совладающего поведения на состояние психического здоровья китайских студентов. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 2, 108-118. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/5319