От концепта «событие» Ж. Делёза к событийной перформативности в теории театра

  • Надежда Михайловна Лукьянович Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Раскрывается специфика концепта «событие» в философии Ж. Делёза. Аргументированo, что в ней событие имеет онтологическую природу и подразумевает хаосмос. Реальность события всегда воплощается посредством языка, что делает возможной его фиксацию не только как явленности, но и как основания, наделяющего объекты реальности смыслом. Аргументируется идея преемственности в развитии делёзовской интерпретации события в современной теории театра. Смысловой точкой пересечения вариантов интерпретаций события в контексте проблематики данного исследования стало определение события как перформанса.

Биография автора

Надежда Михайловна Лукьянович, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирантка кафедры философии культуры факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – доктор философских наук, профессор кафедры философии культуры И. Н. Сидоренко

Литература

  1. Deleuze G. Logika smysla [Logik of sense]. Moscow: Akademicheskii proekt; 2011. 472 p. Russian.
  2. Deleuze G. The Deleuze reader. Boundas CV, editor. New York: Collambia University Press; 1993. One manifesto less; p. 204–222.
  3. Badiou A. The event in Deleuze. Parrhesia. 2007;2:37–44.
  4. Kowsar M. Deleuze and Guattari: critical assessments of leading philosophers. Genosko G, editor. London: Routledge; 2001. Deleuze on theatre: a case study of Carmelo Bene’s Richard III; p. 30–46.
  5. Beaulieu A. Deleuze and Badiou on being and the event. In: Kowsar M. Gilles Deleuze and metaphysics. Beaulieu A, Kazarian E, Sushytska J, editors. London: Lexington Books; 2014. p. 137–152.
  6. Fischer-Lichte E. The transformative power of performance. London: Routledge; 2008. 232 p.
  7. Cull L. Differential presence: Deleuze and performans. Edinburgh: Edinburgh University Press; 2009. 268 p.
Опубликован
2023-05-24
Ключевые слова: событие, перформанс, театр, хаосмос, Ж. Делёз, аутопоэзис, лиминальность
Как цитировать
Лукьянович, Н. М. (2023). От концепта «событие» Ж. Делёза к событийной перформативности в теории театра. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 2, 40-45. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/5424