Инновационное развитие общества в восприятии студентов: сравнительный анализ эмпирических данных
Аннотация
Описаны результаты опроса студенческой молодежи Беларуси, проведенного в 2023 г. с помощью инструментария, который использовался в аналогичном исследовании 2022 г., и представлен сравнительный анализ полученных данных. Оба опроса были посвящены проблемам цифровых инноваций, внедренных в белорусском обществе, и тому, как студенты воспринимают эти инновации. На основе анализа полученных в 2023 г. результатов выявлены изменения по сравнению с данными опроса 2022 г., которые, возможно, были связаны с резким (более чем двукратным) уменьшением числа студентов, хотя бы частично занимавшихся дистанционно в текущем учебном году. Сравнение позволило определить важную роль дистанционного обучения как фактора, который стимулировал освоение студентами новых технологий, помогал изучать технические новинки и тем самым повышать свою цифровую грамотность. Возврат к традиционным формам обучения облегчил студентам жизнь (уровень стресса снизился), но рост их цифровой культуры затормозился. Показана зависимость восприятия цифровых инноваций в обществе и в системе высшего образования от степени постоянного участия студентов в цифровой обучающей активности, а также от уровня рутинизации инноваций в жизни студентов.
Литература
- Kovalev ММ. Education for the digital economy. Digital Transformation. 2018;1:37–42. Russian.
- Schutz A. Smyslovaya struktura povsednevnogo mira: ocherki po fenomenologicheskoi sotsiologii [The semantic structure of the everyday world: essays on phenomenological sociology]. Alkhasov AYa, compiler; Alkhasov AYa, Mazlumyanova NYa, translators. Moscow: Fond «Obshchestvennoe mnenie»; 2003. 336 p. Russian.
- Giddens A. Posledstviya sovremennosti [Consequences of modernity]. Ol’khovikov GK, Kibal’chich DA, translators. Moscow: Praksis; 2011. 352 p. Russian.
- Titarenko LG. Digital innovations through the prism of perception by Belarusian students. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2022;3:58–64. DOI: 0.33581/2521-6821-2022-3-58-64.
- Habermas J. [Theory of communicative action]. Rakhmanov AB, translator. Person. Culture. Society. 2002;4(3–4):314–315. Russian.
- Beck U. Risk society. Towards a new modernity. London: Sage; 1992. 272 p.
- Radaev VV. Crisis in the modern teaching: what went wrong? Sociological Research. 2022;6:114–124. Russian. DOI: 10.31857/S013216250019853-1.
- Titarenko LG, Karapetyan RV. Digital transformation of the labour sphere: a comparative analysis of the indicators of Russia and Belarus. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2021;1:52–69. Russian. DOI: 0.33581/2521-6821-2021-1-52-69.
Copyright (c) 2023 Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).