Анализ методологических предпосылок изучения жизненного пути: проблема субъектности выбора

  • Юаньлун Чжао Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Лариса Владимировна Филинская Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Проанализирована особенность психологического и социологического рассмотрения концепции жизненного пути. Отмечено, что феномен жизненного пути был введен в психологических исследованиях, в которых основной акцент делался на понятии самоосуществления, а также на личности как субъекте своего жизненного пути. При этом субъект изучался в качестве некой автономной единичности, ставящей перед собой жизненные цели и подбирающей средства для их достижения. Социологический подход принципиально меняет точку зрения, делая предметом рассмотрения зависимость жизненного пути от социального контекста. Этот контекст имеет два основных измерения: идеологическое (ценностно-нормативное), в рамках которого происходит институционализация жизненного пути, и материальное, в рамках которого осуществляется объективная детерминация жизненного пути в зависимости от доступа к ресурсам и от положения индивида в социальном пространстве. Таким образом, общество создает механизм структурного принуждения к выбору определенной жизненной траектории.

Биографии авторов

Юаньлун Чжао, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирант кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Лариса Владимировна Филинская, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат философских наук, доцент; доцент кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Литература

  1. Rotman DG, Emeri T. Belarus’: struktura sem’i, semeinye otnosheniya, reproduktivnoe povedenie. Metodologiya i opyt provedeniya issledovaniya «Pokoleniya i gender». Tom 1 [Belarus: family structure, family relationships, reproductive behaviour. Methodology and experience in conducting the study «Generations and gender». Volume 1]. Minsk: Belsens; 2018. 162 р. Russian.
  2. Myasnikov AA. On the problem of relevance of researching the course of life in social sciences. Humanities Bulletin of BMSTU. 2014;2:7. Russian. EDN: SEBIXF.
  3. Malyarov NA. [A person’s life course: definition and content of the concept]. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2013;2:8–21. Russian. EDN: QZKXLJ.
  4. Loginova NA. [Charlotte Buhler – representative of humanistic psychology]. Voprosy psikhologii. 1980;1:154–158. Russian.
  5. Surikova YаA. Interconnection of value orientations and meaningful events in subjective picture of personality lifetime. Vysshee obrazovanie segodnya. 2007;12:62–66. Russian. EDN: LPWULZ.
  6. Abulkhanova KA. Methodological principle of a subject: study of person’s life course. Psikhologicheskii zhurnal. 2014; 35(2):5–18. Russian. EDN: SDVFST.
  7. Yezhov ON. [The problem of the course of life in Western sociology]. Moscow State University Bulletin. Series 18, Sociology and Political Science. 2005;4:82–95. Russian. EDN: JWAQBB.
  8. Cherednichenko GA. [Educational and professional trajectories of youth: research concepts]. Sociological Journal. 2013; 3:53–74. Russian. EDN: RDLZYT.
  9. Arapova PI. Vision of the future and choice of life in adolescence. St. Tikhon’s University Review. Series 4, Pedagogy. Psychology. 2015;1:122–129. Russian. DOI: 10.15382/sturIV201536.122-129.
  10. Besschetnova OV. Genesis of life course conception in Russian and foreign science. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7, Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial’nye tekhnologii. 2016;4:71–80. Russian. EDN: XSBWNH.
  11. Mescherkina EY. Life course and biography: succession of sociological categories (analysis of Western conceptions). Sotsiologicheskie issledovaniya. 2002;7:61–67. EDN: MPKWPP.
  12. Belov AA. [Non-material factors of fertility: on the influence of pronatalist values on reproductive behaviour in European countries]. Belaruskaja dumka. 2017;2:58–64. Russian.
  13. Li Shuang. [Types of political expression of contemporary college students on campus and their educational implications: an empirical study based on data from the National college social mentality survey (2015)]. Fudan Educational Forum. 2019;17:55–61. Chinese.
  14. Ilyin V. [Profession as an individual life path: conceptualisation of the category]. Journal of Social Policy Studies. 2015;13(4):515–528. Russian. EDN: VSDBHT.
Опубликован
2024-05-28
Ключевые слова: жизненный путь, жизненная траектория, биографический метод, жизненный сценарий, социальный возраст
Как цитировать
Чжао, Ю., & Филинская, Л. В. (2024). Анализ методологических предпосылок изучения жизненного пути: проблема субъектности выбора. Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 2, 60-66. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/6110