Анализ методологических предпосылок изучения жизненного пути: проблема субъектности выбора
Аннотация
Проанализирована особенность психологического и социологического рассмотрения концепции жизненного пути. Отмечено, что феномен жизненного пути был введен в психологических исследованиях, в которых основной акцент делался на понятии самоосуществления, а также на личности как субъекте своего жизненного пути. При этом субъект изучался в качестве некой автономной единичности, ставящей перед собой жизненные цели и подбирающей средства для их достижения. Социологический подход принципиально меняет точку зрения, делая предметом рассмотрения зависимость жизненного пути от социального контекста. Этот контекст имеет два основных измерения: идеологическое (ценностно-нормативное), в рамках которого происходит институционализация жизненного пути, и материальное, в рамках которого осуществляется объективная детерминация жизненного пути в зависимости от доступа к ресурсам и от положения индивида в социальном пространстве. Таким образом, общество создает механизм структурного принуждения к выбору определенной жизненной траектории.
Литература
- Rotman DG, Emeri T. Belarus’: struktura sem’i, semeinye otnosheniya, reproduktivnoe povedenie. Metodologiya i opyt provedeniya issledovaniya «Pokoleniya i gender». Tom 1 [Belarus: family structure, family relationships, reproductive behaviour. Methodology and experience in conducting the study «Generations and gender». Volume 1]. Minsk: Belsens; 2018. 162 р. Russian.
- Myasnikov AA. On the problem of relevance of researching the course of life in social sciences. Humanities Bulletin of BMSTU. 2014;2:7. Russian. EDN: SEBIXF.
- Malyarov NA. [A person’s life course: definition and content of the concept]. Personality in a Changing World: Health, Adaptation, Development. 2013;2:8–21. Russian. EDN: QZKXLJ.
- Loginova NA. [Charlotte Buhler – representative of humanistic psychology]. Voprosy psikhologii. 1980;1:154–158. Russian.
- Surikova YаA. Interconnection of value orientations and meaningful events in subjective picture of personality lifetime. Vysshee obrazovanie segodnya. 2007;12:62–66. Russian. EDN: LPWULZ.
- Abulkhanova KA. Methodological principle of a subject: study of person’s life course. Psikhologicheskii zhurnal. 2014; 35(2):5–18. Russian. EDN: SDVFST.
- Yezhov ON. [The problem of the course of life in Western sociology]. Moscow State University Bulletin. Series 18, Sociology and Political Science. 2005;4:82–95. Russian. EDN: JWAQBB.
- Cherednichenko GA. [Educational and professional trajectories of youth: research concepts]. Sociological Journal. 2013; 3:53–74. Russian. EDN: RDLZYT.
- Arapova PI. Vision of the future and choice of life in adolescence. St. Tikhon’s University Review. Series 4, Pedagogy. Psychology. 2015;1:122–129. Russian. DOI: 10.15382/sturIV201536.122-129.
- Besschetnova OV. Genesis of life course conception in Russian and foreign science. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 7, Filosofiya. Sotsiologiya i sotsial’nye tekhnologii. 2016;4:71–80. Russian. EDN: XSBWNH.
- Mescherkina EY. Life course and biography: succession of sociological categories (analysis of Western conceptions). Sotsiologicheskie issledovaniya. 2002;7:61–67. EDN: MPKWPP.
- Belov AA. [Non-material factors of fertility: on the influence of pronatalist values on reproductive behaviour in European countries]. Belaruskaja dumka. 2017;2:58–64. Russian.
- Li Shuang. [Types of political expression of contemporary college students on campus and their educational implications: an empirical study based on data from the National college social mentality survey (2015)]. Fudan Educational Forum. 2019;17:55–61. Chinese.
- Ilyin V. [Profession as an individual life path: conceptualisation of the category]. Journal of Social Policy Studies. 2015;13(4):515–528. Russian. EDN: VSDBHT.
Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).