Аттитюды по отношению к роботизации как предиктор проявления эффекта «зловещей долины»

  • Алексей Александрович Сорока Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Указано, что по мере увеличения степени антропоморфности робота возрастает степень его привлекательности для человека, однако в определенный момент на графике аттрактивности рост сменяется резким спадом – «зловещей долиной». Выявлено, что за последние два десятилетия было опубликовано большое количество исследований роботизации и эффекта «зловещей долины» с точки зрения социальной кибернетики, киберпсихологии, нейропсихологии и зоопсихологии. Установлено, что в данных работах часто не учитывались различные социальнопсихологические факторы, которые могут быть немаловажными предикторами робофобии, скептического и недоверчивого отношения людей к роботизированным объектам. Ввиду неоднозначности определений термина «эффект “зловещей долины”» приведена авторская трактовка: проявление эффекта «зловещей долины» представляет собой процесс, при котором робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек, вызывает отторжение у людей-наблюдателей.

Биография автора

Алексей Александрович Сорока, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

аспирант кафедры социальной и организационной психологии факультета философии и социальных наук. Научный руководитель – кандидат психологических наук, доцент А. С. Солодухо

Литература

  1. Сотников СА. Роботизация как объект социологического анализа. Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета. 2020;2:38–42.
  2. Ваторопин АC, Чевтаева НГ, Ваторопин СА. Автоматизация и роботизация как факторы роста технологической безработицы в современном обществе. Вопросы управления. 2017;4:70–78.
  3. Saygin AP, Chaminade T, Ishiguro H, Driver J, Frith C. The thing that should not be: predictive coding and the «uncanny valley» in perceiving human and humanoid robot actions. Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2012;4:413–422. DOI: 10.1093/scan/nsr025.
  4. MacDorman KF, Green RD, Ho CC, Koch CT. Too real for comfort? Uncanny responses to computer generated faces. Computers in Human Behavior. 2009;3:695–710. DOI: 10.1016/j.chb.2008.12.026.
  5. Mathur MB, Reichling DB. Navigating a social world with robot partners: a quantitative cartography of the «uncanny valley». Cognition. 2016;1:22–32. DOI: 10.1016/j.cognition.2015.09.008.
Опубликован
2025-03-14
Ключевые слова: эффект «зловещей долины», роботизация, робот, аттрактивность, антропоморфность
Как цитировать
Сорока, А. А. (2025). Аттитюды по отношению к роботизации как предиктор проявления эффекта «зловещей долины». Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология, 1, 63-66. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/philosophy/article/view/6653