Аттитюды по отношению к роботизации как предиктор проявления эффекта «зловещей долины»
Аннотация
Указано, что по мере увеличения степени антропоморфности робота возрастает степень его привлекательности для человека, однако в определенный момент на графике аттрактивности рост сменяется резким спадом – «зловещей долиной». Выявлено, что за последние два десятилетия было опубликовано большое количество исследований роботизации и эффекта «зловещей долины» с точки зрения социальной кибернетики, киберпсихологии, нейропсихологии и зоопсихологии. Установлено, что в данных работах часто не учитывались различные социальнопсихологические факторы, которые могут быть немаловажными предикторами робофобии, скептического и недоверчивого отношения людей к роботизированным объектам. Ввиду неоднозначности определений термина «эффект “зловещей долины”» приведена авторская трактовка: проявление эффекта «зловещей долины» представляет собой процесс, при котором робот или другой объект, выглядящий или действующий примерно как человек, вызывает отторжение у людей-наблюдателей.
Литература
- Сотников СА. Роботизация как объект социологического анализа. Вестник молодых ученых и специалистов Самарского университета. 2020;2:38–42.
- Ваторопин АC, Чевтаева НГ, Ваторопин СА. Автоматизация и роботизация как факторы роста технологической безработицы в современном обществе. Вопросы управления. 2017;4:70–78.
- Saygin AP, Chaminade T, Ishiguro H, Driver J, Frith C. The thing that should not be: predictive coding and the «uncanny valley» in perceiving human and humanoid robot actions. Social Cognitive and Affective Neuroscience. 2012;4:413–422. DOI: 10.1093/scan/nsr025.
- MacDorman KF, Green RD, Ho CC, Koch CT. Too real for comfort? Uncanny responses to computer generated faces. Computers in Human Behavior. 2009;3:695–710. DOI: 10.1016/j.chb.2008.12.026.
- Mathur MB, Reichling DB. Navigating a social world with robot partners: a quantitative cartography of the «uncanny valley». Cognition. 2016;1:22–32. DOI: 10.1016/j.cognition.2015.09.008.
Copyright (c) 2025 Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).