Гиперреальность как способ художественного мироощущения в искусстве постмодернизма

  • Галина Петровна Адамейко-Першенкова Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Гиперреальность в искусстве постмодернизма интерпретируется как гипертекстовая (многослойная) художественная реальность, требующая смысловой расшифровки. Семиотическая перенасыщенность и смысловая подвижность художественного языка, использование стохастических приемов, тиражирования и серийности, применение складчатых структур приводят к замене образной системы в искусстве постмодернизма на симулятивную. Гиперреальность многообразна, охватывает различные стилевые направления, что ведет к актуализации гносеологического аспекта стиля. В плане выразительных особенностей художественные направления и течения в изобразительном искусстве, архитектуре и музыке постмодернизма можно представить как панораму различного рода «реальностей». Возникающие в гиперреальности пространственно-временные взаимоотношения выполняют формообразующую роль и становятся основой постмодернистского художественного мироощущения.

Биография автора

Галина Петровна Адамейко-Першенкова, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

старший преподаватель кафедры искусств и средового дизайна факультета социокультурных коммуникаций.

Литература

  1. Delez G. Razlichie i povtorenie [Difference and repetition]. Saint Petersburg: Petropolis; 1998. 384 p. Russian.
  2. Adorno T. Esteticheskaya teoriya [Aesthetic theory]. Dranov AV, translator. Moscow: Respublika; 2001. 527 p. Russian.
  3. Bodriiyar J. Simvolicheskii obmen i smert’ [Symbolic exchange and death]. Moscow: Dobrosvet; 2000. 387 p. Russian.
  4. Mdivani TG. Zapadnyi ratsionalizm v muzykal’nom myshlenii XX veka [Western rationalism in musical thinking of the 20th century]. Minsk: Belaruskaja navuka; 2003. 327 p. Russian.
  5. Lvova EP, Sarabyanov DV, Kabkova EP, Fomina NN, Khan-Magomedova VD, Averyanova EI. Mirovaya khudozhestvennaya kul’tura. XX vek. Izobrazitel’noe iskusstvo i dizain [World art culture. 20th century. Fine art and design]. Saint Petersburg: Piter; 2007. 464 p. Russian.
  6. Bychkov VV, editor. Leksikon nonklassiki. Khudozhestvenno-esteticheskaya kul’tura XX veka [Lexicon of the nonclassics. Artistic and aesthetic culture of the 20th century]. Moscow: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya; 2003. 607 p. Russian.
  7. Mankovskaya NB. Estetika postmodernizma [Aesthetics of postmodernism]. Saint Petersburg: Aleteiya; 2000. 347 p. Russian.
  8. Dobritsyna IA. Ot postmodernizma – k nelineinoi arkhitekture: arkhitektura v kontekste sovremennoi filosofii i nauki [From postmodernism to non-linear architecture: architecture in the context of modern philosophy and science]. Moscow: Progress-Traditsiya; 2004. 416 p. Russian.
  9. Dery M. Skorost’ ubeganiya: kiberkul’tura na rubezhe vekov [Escape velocity: cyberculture at the turn of century]. Parvenov T, translator. Yekaterinburg: Ultra Culture; 2008. 478 p. Co-published by the «AST» (Moscow). Russian.
Опубликован
2020-10-27
Ключевые слова: гиперреальность, постмодернизм, симулякр, трансгрессия, виртуальная реальность, художественное познание мира
Как цитировать
Адамейко-Першенкова, Г. П. (2020). Гиперреальность как способ художественного мироощущения в искусстве постмодернизма. Человек в социокультурном измерении, 2, 71-77. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/pitscd/article/view/3120
Раздел
Культурные индустрии