Гностические топосы в творчестве Рихарда Вагнера

  • Елена Константиновна Сельченок Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассматривается репрезентация топосов гностицизма как в теоретических мифополитических построениях, так и в операх композитора и мыслителя Р. Вагнера. Поскольку его творчество завершает эпоху романтизма и многое в произведениях Р. Вагнера определяет формирование культурного кода последующей эпохи, выявление гностических оснований и трансформаций мифологических сюжетов в произведениях и в мировоззрении композитора и мыслителя очень значимо для понимания культуры конца XIX – первой половины XX в. Автор статьи последовательно обнаруживает все обозначенные топосы в работе «Вибелунги», операх «Кольцо нибелунга» и «Парсифаль», а также во взглядах композитора на духовное возрождение нации.

Биография автора

Елена Константиновна Сельченок, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

старший преподаватель кафедры культурологии факультета социокультурных коммуникаций

Литература

  1. Selchenok EK. [Transformation of Gnostic ideas in European culture]. In: Vorob’eva OA, editor. Aktualnyie problemy gumanitarnogo obrazovaniya: materialy V Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 18‒19 oktyabrya 2018 g.; Minsk, Belarus’ [Current problems of humanitarian education: materials of 5th International scientific-practice conference; 2018 October 18‒19; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2018. p. 474–484. Russian.
  2. Ganina NA. Nibelungi [Internet; cided 2019 November 20]. Available from: http://w.histrf.ru/articles/article/show/nibielungi. Russian.
  3. Lishtanberzhe A. Rihard Vagner kak poet i myslitel’ [Richard Wagner as a thinker and poet]. Moscow: Algoritm; 1997. 367 p. Russian.
  4. Vagner R. Vibelungi [Vibelungi]. Moscow: Musaget; 1913. 79 p. Russian.
  5. Nordgren I. The well spring of the Goths. About the Gothic people in the Nordic countries and on the continent. New-York: Universe; 2004. 665 p.
  6. Selchenok EK. [The influence of Hellenistic gnosis in ancient Germanic mythology (the way the reception)]. Vestnik Polotskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya E. Pedagogicheskie nauki. 2017;15:142–147. Russian.
  7. Vagner R. Evreystvo v muzyike [Jewishness in music]. Moscow: Russkaya pravda; 2009. 32 p. Russian.
  8. Kozlovski P. [Philosophical epics. On the universal syntheses of metaphysics, poetry, and mythology in Hegelianism, Gnosticism, and Romanticism]. Voprosy filosofii. 2000;4:37‒52. Russian.
Опубликован
2020-10-10
Ключевые слова: гностицизм, гнозис, топос, романтизм, Парсифаль, Зигфрид, Брунгильда, Нибелунги, Фридрих I Барбаросса, франки
Как цитировать
Сельченок, Е. К. (2020). Гностические топосы в творчестве Рихарда Вагнера. Человек в социокультурном измерении, 1, 19-27. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/pitscd/article/view/3460
Раздел
Мировая и национальная культура