Институты на перепутье: созидательное разрушение или разрушительное созидание?

  • Григорий Михайлович Бирженюк Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, ул. Фучика, 15, 192238, г. Санкт-Петербург, Россия https://orcid.org/0000-0002-5139-7306
  • Татьяна Викторовна Ефимова Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, ул. Фучика, 15, 192238, г. Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Отмечено, что в настоящее время происходит динамичный процесс изменения множества параметров, присущих ряду социальных институтов на протяжении длительного периода и имевших до определенного момента исторически устойчивый характер. Показано, что во многом эти изменения обусловлены развитием шеринга – явления, которое зародилось в современной экономике в связи с прогрессом в сфере информационных технологий и породило феномен шеринг-культуры. Утверждается, что идеология доступа интенсивно вытесняет доминировавшую на протяжении многих веков идею владения, что особенно заметно среди представителей молодого поколения. Выдвинута гипотеза, согласно которой, с одной стороны, в результате данных процессов наблюдается деинституционализация традиционных сфер социальной практики, с другой – шеринг приобретает признаки нового социального института, своего рода мегаинститута, который изменяет институты традиционные: семью, образование, труд, потребление, отношение к собственности и др.

Биографии авторов

Григорий Михайлович Бирженюк, Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, ул. Фучика, 15, 192238, г. Санкт-Петербург, Россия

доктор культурологии, профессор; заведующий кафедрой социальнокультурных технологий факультета конфликтологии

Татьяна Викторовна Ефимова , Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов, ул. Фучика, 15, 192238, г. Санкт-Петербург, Россия

кандидат культурологии, доцент; заместитель декана по научной работе факультета конфликтологии

Литература

  1. Share and rejoice: how sharing economics changes the world [Internet]. 2020 [cited 2020 April 17]. Available from: https://vc.ru/future/45102-razdelyay-i-raduysya-kak-shering-ekonomika-menyaet-mir. Russian.
  2. Fromm E. Imet’ ili byt’ [To have or to be]. Vojskunskaja N, Kamenkovich I, Komarova E, Rudneva E, Sidorova V, Fedina E, Hor’kov M, translators. Moscow: AST; 2000. p. 448. Russian.
  3. Shevchuk M. Section of the story: why sharing changes the centuries-old foundations of mankind [Internet]. 2020 [cited 2020 April 17]. Available from: https://www.rbc.ru/trends/sharing/5ddbb5fb9a7947b17c10888f. Russian.
  4. Toffler A. Tret’ya volna [The third wave]. Moscow: Tsentr gumanitarnykh tekhnologii; 2004 [cited 2020 May 22]. Available from: https://gtmarket.ru/laboratory/basis/4821. Russain.
  5. RIA «Katyusha» [Internet]. 2020 [cited 2020 February 3]. Available from: http://katyusha.org/view?id=13620. Russian.
  6. Shceglova D. We can expect a «digital» rollback [Internet]. 2020 [cited 2020 March 27]. Available from: https://iq.hse.ru/news/352986845.html. Russian.
  7. Why no one finishes an online course – and why it doesn’t matter [Internet]. 2020 [cited 2020 May 22]. Available from: https://www.influencive.com/why-no-one-finishes-online-courses.
  8. Spiridonov M. Your courses do not pass until the end? Here’s how to fix it [Internet]. 2020 [cited 2020 May 22]. Available from: https://rb.ru/opinion/ne-zakonchili-onlajn-kursy/. Russian.
  9. Bell D. Gryadushchee postindustrial’noe obshhestvo. Opyt sotsial’nogo prognozirovaniya [The coming post-industrial society. Experience in social forecasting]. Moscow: Academia; 2004. 788 p. Russian.
  10. Bell D. [Social framework of the inform]. In: Gurevich PS, editor. Novaya tekhnokraticheskaya volna na Zapade [A new technocratic wave in the West]. Moscow: Progress; 1986. p. 330–342. Russian.
  11. Shennon K. Raboty po teorii informatsii i kibernetike [Works on information theory and cybernetics]. Dobrushin RL, Lupanov OB, editors. Moscow: Izdatel’stvo inostrannoi literatury; 1963. 830 p. Russian.
  12. Gajdenko PP. [Information and knowledge]. In: Rozov MA, editor. Filosofiya nauki. Vypusk 3. Problemy analiza znaniya [Philosophy of science. Issue 3. Problems in the analysis of knowledge]. Moscow: Institute of Philosophy, Russian Academy of Sciences; 1997. p. 185–192. Russian.
  13. Mikeshina LA. Filosofiya nauki. Sovremennaya epistemologiya. Nauchnoe znanie v dinamike kul’tury. Metodologiya nauchnogo issledovaniya [Philosophy of science. Modern epistemology. Scientific knowledge in the dynamics of culture. Methodology of scientific research]. Moscow: Progress-Traditsiya; 2005. 464 p. Co-published by Moscow Psychological and Social University and «Flinta». Russian.
  14. Birzhenyuk GM, Efimova TV. The information revolution requires an adequate model of education. Innovatsionnoe razvitie professional’nogo obrazovaniya. 2019;2:12–17. Russian.
  15. Baudrillard J. Simulacrts et simulations. Paris: Galilée; 1981. [236 p.].
  16. Bard A, Zoderkvist Ya. Netokratiya. Novaya pravyashchaya elita i zhizn’ posle kapitalizma [The new ruling elite and life after capitalism]. Ivashevskaja G, editor. Saint Petersburg: Stokgol’mskaya shkola ekonomiki; 2004. 251 p. Russian.
  17. Schumpeter Joseph. Teoriya ekonomicheskogo razvitiya. Kapitalizm, sotsializm i demokratiya [Theory of economic development. Capitalism, socialism and democracy]. Moscow: Eksmo; 2007. 864 p. Russian.
Опубликован
2020-10-04
Ключевые слова: социальные институты, культура, шеринг-культура, шеринг-образование, нетрадиционные формы труда, информационная и знаниевая революция, антропологический прогресс, деинституционализация
Как цитировать
Бирженюк, Г. М., & Ефимова , Т. В. (2020). Институты на перепутье: созидательное разрушение или разрушительное созидание?. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 2, 92-99. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/3005