Незащищенность от кибербуллинга и интернет-зависимость юношей и девушек: связи и свойства

  • Виктор Павлович Шейнов Республиканский институт высшей школы, ул. Московская, 15, 220007, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0002-2191-646X
  • Виктор Александрович Карпиевич Университет гражданской защиты МЧС Беларуси, ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь
  • Наталья Васильевна Дятчик Слонимский государственный медицинский колледж, ул. Комсомольская, 12, 231799, г. Слоним, Беларусь
  • Галина Николаевна Полховская Пинский государственный медицинский колледж, ул. Рокоссовского, 6, 225710, г. Пинск, Беларусь

Аннотация

Цель настоящего исследования – выявить в русскоязычном социуме связи и свойства незащищенности от кибербуллинга и интернет-зависимости. Показано, что незащищенность от кибербуллинга у девушек и юношей положительно связана с интернет-зависимостью и отрицательно – с удовлетворенностью жизнью, а у девушек еще и положительно соотносится со стрессом, тревожностью и депрессией, тягой к курению и отрицательно – с самоэффективностью в делах. Интернет-зависимость у девушек и юношей положительно сопряжена с тревожностью, депрессией и стрессом и отрицательно – с самоуважением, удовлетворенностью жизнью и самоэффективностью в деловых отношениях, а у девушек – еще и с самоэффективностью в межличностном общении. Интернет-зависимость у девушек сильнее, чем у юношей, она связана с незащищенностью от кибербуллинга со стрессом, понижением самоэффективности в делах и межличностных отношениях, поэтому для девушек интернет-зависимость и незащищенность от кибербуллинга в большей степени, чем для юношей, чреваты негативными последствиями. Связь успеваемости и интернет-зависимости оказалась статистически незначимой, что отличается от выводов ряда зарубежных психологов, обнаруживших наличие отрицательной корреляции между интернет-зависимостью и успеваемостью. Выявлены отрицательная связь успеваемости с курением у девушек и положительная связь успеваемости со стрессом у юношей и девушек. Тяга к курению у девушек положительно коррелирует со стрессом. В русскоязычном обществе большинство связей между незащищенностью от кибербуллинга и интернет-зависимостью, с одной стороны, и тревожностью, депрессией, стрессом, самоуважением, самоэффективностью, удовлетворенностью жизнью, тягой к курению, с другой стороны, созвучны зарубежным результатам о соответствующем взаимодействии кибербуллинга и интернет-зависимости.

Биографии авторов

Виктор Павлович Шейнов, Республиканский институт высшей школы, ул. Московская, 15, 220007, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры психологии и педагогического мастерства

Виктор Александрович Карпиевич, Университет гражданской защиты МЧС Беларуси, ул. Машиностроителей, 25, 220118, г. Минск, Беларусь

кандидат исторических наук, доцент; доцент кафедры гуманитарных наук

Наталья Васильевна Дятчик , Слонимский государственный медицинский колледж, ул. Комсомольская, 12, 231799, г. Слоним, Беларусь

педагог-психолог

Галина Николаевна Полховская, Пинский государственный медицинский колледж, ул. Рокоссовского, 6, 225710, г. Пинск, Беларусь

психолог

Литература

  1. Smith P, Mahdavi J, Carvalho M, Tippett N. An investigation into cyberbullying, its forms, awareness and impact, and the relationship between age and gender in cyberbullying [Internet]. 2020 [cited 2020 May 15]. Available from: https://static.lgfl.net/LgflNet/downloads/online-safety/LGfL-OS-Research-Archive-2006-Goldsmiths-Cyberbullying.pdf.
  2. Young KS. Internet addiction: the emergence of a new clinical disorder. Cyber Psychology & Behavior. 2009;1(3):237–244. DOI: 10.1089/cpb.1998.1.237.
  3. Gini G, Espelage DL. Peer victimization, cyberbullying, and suicide risk in children and adolescents. AMA. 2014;312(5):545–546. DOI: 10.1001/jama.2014.3212.
  4. Shejnov VP. Cyberbullying: prerequisites and consequences. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya. 2019;4(2):77–98. Russian.
  5. Soldatova G, Rasskazova E, Zotova E, Lebesheva M, Roggendorf P. Children of Russia online. Results of the international project EU Kids Online II in Russia [Internet]. Moscow: [s. n.]; 2012 [cited 2020 April 15]. p. 213. Available from: http://cyberpsy.ru/literature/russian_kids_online/. Russian.
  6. Belkovets OS. Phenomenon of cyberbullying among adolescents in social networks. Vesci BDPU. Seryja 1. Pedagogika. Psihalogija. Filalogija. 2016;2:46–49. Russian.
  7. Sheinov VP. Victimization of mockeries’ victims as the source of their negative emotional states. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Sotsial’naya i ekonomicheskaya psikhologiya. 2019;4(1):94–123. Russian.
  8. Sheinov VP. Intrapersonal predictors of victimization. Institut psikhologii Rossiiskoi akademii nauk. Organizatsionnaya psikhologiya i psikhologiya truda. 2019;4(1):154–182. Russian.
  9. Fredstrom BK, Adams RE, Gilman R. Electronic and school-based victimization: unique contexts for adjustment difficulties during adolescence. Journal of Youth and Adolescence. 2011;40(4):405–415. DOI: 10.1007/s10964-010-9569-7.
  10. Chen L, Ho SS, Lwin MO. A meta-analysis of factors predicting cyberbullying perpetration and victimization: from the social cognitive and media effects approach. New Media & Society. 2017;19(8):1194–1213. DOI: 10.1177/1461444816634037.
  11. Perren S, Dooley J, Shaw T, Cross D. Bullying in school and cyberspace: associations with depressive symptoms in Swiss and Australian adolescents. Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2010;4:28. DOI: 10.1186/1753-2000-4-28.
  12. Schneider SK, O’Donnell L, Stueve A, Coulter RWS. Cyberbullying, school bullying, and psychological distress: a regional census of high school students. American Journal of Public Health. 2012;102(1):171–177. DOI: 10.2105/AJPH.2011.300308.
  13. Geel M, Vedder P, Tanilon J. Relationship between peer victimization, cyberbullying, and suicide in children and adolescents. A meta-analysis. JAMA Pediatr. 2014;168(5):435–442. DOI: 10.1001/jamapediatrics.2013.4143.
  14. Stodt B, Wegmann E, Brand M. Predicting dysfunctional Internet use: the role of age, conscientiousness, and Internet literacy in Internet addiction and cyberbullying. International Journal of Cyber Behavior, Psychology and Learning. 2016;6(4):1–16. DOI: 10.4018/IJCBPL.2016100103.
  15. Navarro JN, Marcum CD, Higgins GE, Ricketts ML. Addicted to the thrill of the virtual hunt: examining the effects of Internet addiction on the cyberstalking behaviors of juveniles. Deviant Behavior. 2016;37(8):893–903. DOI: 10.1080/01639625.2016.1153366.
  16. Casas JA, Rey RD, Ortega-Ruiz R. Bullying and cyberbullying: convergent and divergent predictor variables. Computers in Human Behavior. 2016;29(3):580–587.
  17. Gorgich EAC, Moftakhar L, Barfroshan S, Arbabisarjou A. Evaluation of Internet addiction and mental health among medical sciences students in the southeast of Iran. Shiraz E-Medical Journal. 2018;19:1. DOI: 10.5812/semj.55561.
  18. Bodhi V, Kaur J. Psychological correlates of Internet addiction among college students. Indian Journal of Health & Wellbeing. 2017;8(11):1404–1408.
  19. Gholamian B, Shahnazi H, Hassanzadeh A. The prevalence of Internet addiction and its association with depression, anxiety, and stress, among high-school students. International Journal of Pediatrics. 2017;5(4):4763–4770. DOI: 10.22038/IJP.2017.22370.1874.
  20. Servidio R. A discriminant analysis to predict the impact of personality traits, self-esteem, and time spent online on different levels of internet addiction risk among university students. Studia Psychologica. 2019;61(1):56–70. DOI: 10.21909/sp.2019.01.772.
  21. Baturay MH, Toker S. Internet addiction among college students: some causes and effects. Education and Information Technologies. 2019;24(5):2863–2885.
  22. Servidio R, Gentile A, Boca S. The mediational role of coping strategies in the relationship between self-esteem and risk of Internet addiction. Europe’s Journal of Psychology. 2018;14(1):176–187. DOI: 10.5964/ejop.v14i1.1449.
  23. Ibili E. Internet addiction levels and problem-solving skills in the teaching profession: an investigation. Acta Didactica Napocensia. 2017;10(4):93–107.
  24. Rahmati S, Keramati H. The relationship between the Internet addiction and students’ social self-efficacy, identity styles and gender differences. Health System Research. 2016;12(1):21–26.
  25. Javaeed A, Jeelani R, Gulab S, Ghauri SK. Relationship between Internet addiction and academic performance of undergraduate medical students of Azad Kashmir. Pakistan Journal of Medical Sciences. 2020;36(2):229–233. DOI: 10.12669/pjms.36.2.1061.
  26. Sert H, Yilmaz FT, Kumsar AК, Aygin D. Effect of technology addiction on academic success and fatigue among Turkish university students. Fatigue: Biomedicine, Health & Behavior. 2019;7(1):41–51. DOI: 10.1080/21641846.2019.1585598.
  27. Lachmann B, Sindermann C, Sariyska RY, Luo R, Melcherset MC, Becker B, еt al. The role of empathy and life satisfaction in Internet and smartphone use disorder. Frontiers in Psychology. 2018;9:398. DOI: 10.3389/fpsyg.2018.00398.
  28. Longstreet P, Brooks S. Life satisfaction: a key to managing Internet and social media addiction. Technology in Society. 2017;50:73–77. DOI: 10.1016/j.techsoc.2017.05.003.
  29. Błachnio A, Przepiorka A, Benvenuti M, Mazzoni E, Seidman G. Relations between Facebook intrusion, Internet addiction, life satisfaction, and self-esteem: a study in Italy and the USA. International Journal of Mental Health and Addiction. 2019;17:793–805.
  30. Shao Y-J, Zheng T, Wang Y-Q, Liu L, Chen Y, Yao YS. Internet addiction detection rate among college students in the People’s Republic of China: a meta-analysis. Child and Adolescent Psychiatry and Mental Health. 2018;12:25. DOI: 10.1186/s13034-018-0231-6.
  31. Stavropoulos V, Griffiths MD, Burleigh TL, Kuss DJ, Doh YY, Gomez R. Flow on the Internet: a longitudinal study of Internet addiction symptoms during adolescence. Behavior & Information Technology. 2018;37(2):159–172. DOI: 10.1080/0144929X.2018.1424937.
  32. Sheinov VP. Questionnaire on Assessing individual vulnerability to cyberbullying: development and preliminary validation. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2020;17(3):521–541. DOI: 10.22363/2313-1683-2020-17-3-521-541. Russian.
  33. [Hospital Anxiety and Depression Scale]. In: Belova AN, Shchepetova ON, editors. Shkaly, testy i oprosniki v meditsinskoi reabilitatsii [Scales, tests and questionnaires in medical rehabilitation]. Moscow: Antidor; 2002. p. 80–83. Russian.
  34. Osin EN, Leont’ev DA. [Approbation of Russian-language versions of two scales for rapid assessment of subjective well-being]. In: Sotsiologiya i obshchestvo: problemy i puti vzaimodeistviya. Materialy III Vserossiiskogo sotsiologicheskogo kongressa; 21–24 oktyabrya 2008 g.; Moskva, Rossiya [Sociology and society: problems and ways of interaction. Materials of the III All-Russian Sociological Congress; 2008 October 21–24; Moscow, Russia]. Moscow: Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences; 2008. p. 162–172. Co-published by the Russian Society of Sociologists. Russian.
  35. Mitina LM. Psikhologiya razvitiya konkurentosposobnoi lichnosti [Development psychology of a competitive personality]. Moscow: Izdatel’stvo Moskovskogo psikhologo-sotsial’nogo instituta; 2002. 400 p. Co-published by the «Modek». Russian.
  36. Ovcharova RV. Spravochnaya kniga social’nogo pedagoga [Social educator reference book]. Moscow: Sfera; 2004. 480 p. Russian.
  37. Vorobejnik YaN. Rukovodstvo po autopsikhoterapii: istoriya, teoriya, praktika [Autopsychotherapy guide: history, theory, practice]. Odessa: Odessa; 2004. 360 p. Russian.
Опубликован
2020-09-30
Ключевые слова: кибербуллинг, незащищенность от кибербуллинга, интернет-зависимость, тревожность, депрессия, стресс, самоуважение, самоэффективность, удовлетворенность жизнью, успеваемость, курение, юноши, девушки
Как цитировать
Шейнов, В. П., Карпиевич, В. А., Дятчик , Н. В., & Полховская, Г. Н. (2020). Незащищенность от кибербуллинга и интернет-зависимость юношей и девушек: связи и свойства. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 3, 64-72. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2020-3-64-72