Модели потребления контента новых медиа населением Беларуси: теоретико-методологический аспект построения

  • Александр Михайлович Бельский Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Обозначается актуальность исследования медиапрактик населения с выходом на формирование относительно устойчивых моделей медиапотребления в условиях рефлексируемого роста воздействия такого игрока информационного поля, как новые медиа. Характеризуются особенности и подходы типологизации и классификации социальных субъектов, отражаются возможные противоречия в ходе реализации указанных процедур. Обосновывается двухэтапный сценарий исследования медиапотребления белорусского населения с созданием социальных портретов потребителей традиционных и новых медиа. Обзорно уточняется содержание данных конструктов. На примере репрезентативного социологического исследования демонстрируются возможности факторного и кластерного анализа в эмпирической типологизации, осуществляемой при помощи программных средств, с детальным описанием процедур и путей разрешения возможных сложностей. Приводится и интерпретируется авторская пятикомпонентная типология моделей медиапотребления, обосновывается возможность ее применения на практике с имеющимся массивом первичной социологической информации на основе расчета дополнительных показателей. Полученные результаты могут найти применение в социологии массовой коммуникации и средств массовой информации, адресованы специалистам в области социологии общественного мнения, теорий информационного общества, а также теории и методологии социологии.

Биография автора

Александр Михайлович Бельский, Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь

научный сотрудник Центра социологических и политических исследований, старший преподаватель кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Литература

  1. Albig W. Public opinion and propaganda. Sturgis: Sturgis Press; 2007. 496 p.
  2. Lim J. Cross-lagged analysis of agenda setting among online news media. Journalism and Mass Communication Quarterly. 2006;83(2):298–312. DOI: 10.1177/107769900608300205.
  3. Luhmann N. Die Realität der Massenmedien. Wiesbaden: GWV Fachverlage GmbH; 2004. 220 S. Russian edition: Luhmann N. Real’nost’ massmedia. Antonovskii AYu, translator. Moscow: Praksis; 2005. 256 p. (Obraz obshchestva).
  4. McLuhan M. Understanding media: the extensions of man. New York: McGraw-Hill; 1964. 359 р. Russian edition: McLuhan M. Ponimanie media: vneshnie rasshireniya cheloveka. Nikolaev V, translator. 3rd edition. Moscow: Kuchkovo pole; 2011. 464 р.
  5. McQuail D. Mass communication theory: an introduction. London: Sage; 1994. 564 p.
  6. Lippmann W. Public opinion. New York: Free Press; 1997. 272 p. Russian edition: Lippmann W. Obshchestvennoe mnenie. Barchunova TV, translator; Levinson KA, Petrenko KV, editors. Moscow: Institut fonda «Obshchestvennoe mnenie»; 2004. 384 p.
  7. Zaller J. The myth about massive effect of media revived? New support of discredited idea. In: Mutz DC, Sniderman PM, Brody RA, editors. Political persuasion and attitudes change. Ann Arbor: University of Michigan Press; 1996. p. 17–78.
  8. Baudrillard J. Pour une critique di l’économie politique du signe. Paris: Gallimard; 1972. 280 p. Russian edition: Baudrillard J. K kritike politicheskoi ekonomii znaka. Krolechkin D, translator. Moscow: Biblion – Russkaya kniga; 2003. 272 p.
  9. McCombs ME. Setting the agenda. The mass media and public opinion. Cambridge: Polity; 2014. p. 1–21.
  10. McCombs ME, Shaw DL. The agenda-setting function of mass media. Public opinion quarterly. 1972;36(2):176–187.
  11. Bourdieu P. Sur la television: Suivi de L’emprise du journalism. Paris: Liber-Raisons d’agir; 1996. 95 p. Russian edition: Bourdieu P. O televidenii i zhurnalistike. Anisimova T, Markova Yu, translators; Shmatko N, editor. Moscow: Fond nauchnykh issledovanii «Pragmatika kul’tury»; 2002. 160 p. Co-published by the Institut eksperimental’noi sotsiologii.
  12. Long NE. The local community as an ecology of games. American Journal of Sociology. 1958;64(3):251–261. DOI: 10.1086/222468.
  13. Stins O, Van Fukht D. New media. Vestnik Volgogradskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya 8. Literaturovedenie. Zhurnalistika. 2008;7:98–106. Russian.
  14. McCombs ME, Shaw DL, Weaver DH. New directions in agenda-setting theory and research. Mass Communication and Society. 2014;17(6):781–802. DOI: 10.1080/15205436.2014.964871.
  15. Yadov VA. Sotsiologicheskoe issledovanie: metodologiya, programma, metody [Sociological research: methodology, program, methods]. Samara: Samara University; 1995. 328 p. Russian.
  16. Bartholomew DJ, Steele F. The Analysis and Interpretation of Multivariate Data for Social Scientists [Internet; cited 20 July 2021]. Available from: https://www.semanticscholar.org/paper/The-Analysis-and-Interpretation-of-Multivariate-for-Bartholomew-Moustaki/e5cfb20df1a1abb9b425fb85a4529855017714db.
  17. Costello AB, Osborne J. Best practices in exploratory factor analysis: four recommendations for getting the most from your analysis. Practical Assessment, Research, and Evaluation. 2005;10:7. DOI: 10.7275/jyj1-4868.
  18. Flora DB, Curran PJ. An empirical evaluation of alternative methods of estimation for confirmatory factor analysis with ordinal data. Psychological Methods. 2004;9(4):466–491. DOI: 10.1037/1082-989X.9.4.466.
  19. Abdi H. RV coefficient and congruence coefficient. In: Salkind NJ, editor. Encyclopedia of Measurement and Statistics. Thousand Oaks: Sage Publications; 2007. p. 849–885.
  20. Vermunt JK, Magidson J. Factor analysis with categorical indicators: a comparison between traditional and latent class approaches. In: van der Ark LA, Croon MA, Sijtsma K. New developments in categorial data analysis for the social and behavioral sciences. Mahwah: Lawrence Erlbaum Associates Publishers; 2005. p. 41–62 (Quantitative methodology series).
  21. Haddad S, Kordon F, Pautet L, Petrucci L. Models and analysis in distributed systems. London: Wiley-ISTE; 2011. 368 p.
Опубликован
2021-12-29
Ключевые слова: медиапотребление, медиапространство, медиаменю, типологизация, классификация, факторный анализ, кластерный анализ, новые медиа
Как цитировать
Бельский, А. М. (2021). Модели потребления контента новых медиа населением Беларуси: теоретико-методологический аспект построения. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 4, 97-109. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2021-4-97-109