Генезис теоретических оснований использования триангуляции в социологических исследованиях

  • Елена Евгеньевна Кучко Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0003-2376-4639
  • Дарья Олеговна Урбан Независимый исследователь, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассматривается история становления качественного и количественного методологических подходов в социологии. Историческая реконструкция фундаментальных идей представителей этих направлений позволяет лучше понять их взаимосвязь, определить возможности их взаимодействия при исследовании социальной реальности. Анализируются качественная и количественная стратегии социологического исследования с учетом их онтологических, гносеологических, аксиологических и методологических принципов. Содержательный анализ трех этапов социологического познания позволяет понять специфику развития социологического знания, определить центральные идеи и ценности, динамику взаимосвязи сложившихся подходов и парадигм. Отмечается, что качественные и количественные методологические подходы в социальных науках возникли практически одновременно, но их дальнейшее развитие шло крайне неравномерно, а использование для изучения и объяснения социальной реальности долгое время строилось без учета принципов паритетного взаимодействия. Расширение практики социологических исследований в ситуации высокой динамики социальных процессов позволило повысить уровень исследовательской культуры. Понимание ценностей и  познавательных различий качественной и  количественной методологий обусловило необходимость их совместного использования. Основанием совмещения качественного и количественного методологических подходов является их функциональная дополнительность, что выражается в возможности наиболее полно представлять различные аспекты исследования одной и той же предметной области. Доказывается мысль о том, что методологическая, концептуальная триангуляция, как стратегия взаимодействия качественного и количественного подходов при изучении социальных проблем, повышает полноту и достоверность полученной информации, расширяет исследовательские возможности.

Биографии авторов

Елена Евгеньевна Кучко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Дарья Олеговна Урбан, Независимый исследователь, г. Минск, Беларусь

независимый исследователь

Литература

  1. Shtompka P. Vizual’naya sotsiologiya. Fotografiya kak metod issledovaniya [Visual sociology. Photography as a research method]. Moscow: Logos; 2007. 168 p. Russian.
  2. Weber M. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Gaidenko PP, compiler. Moscow: Progress; 1990. 703 p. Russian.
  3. Simmel G. Grundfragen der Soziologie. Individuum und Gesellschaft. Berlin: G. J. Goschn’sche Verlagchandlung GmbH; 1917. 103 S.
  4. Yadov VA. Strategiya sotsiologicheskogo issledovaniya [Strategy of sociological research]. Moscow: Dobrosvet; 1998. 600 p. Russian.
  5. Serikov AE. Sociology: a course of lectures [Internet]. 2003 [cited 2021 May 6]. Available from: http://www.phil63.ru/lektsiya-9-fenomenologicheskaya-sotsiologiya-i-etnometodologiya. Russian.
Опубликован
2021-12-21
Ключевые слова: качественная методология, количественная методология, триангуляция, исследовательские стратегии в социологии
Как цитировать
Кучко, Е. Е., & Урбан, Д. О. (2021). Генезис теоретических оснований использования триангуляции в социологических исследованиях. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 4, 9-14. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2021-4-9-14