Постсоветские тренды развития дополнительного образования детей и молодежи: белорусский кейс

  • Ирина Александровна Яковлева Минский государственный дворец детей и молодежи, тр. Старовиленский, 41, 220053, г. Минск, Беларусь; Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Анализируются процессы социогенеза и трансформации системы дополнительного образования детей и молодежи в социально-временном континууме, который задан вызовами становления Республики Беларусь как суверенного государства. Представлены основные социокультурные форматы и тренды инновационного развития дополнительного образования как социальной системы и социально-образовательной практики. Исследуются методологические подходы к анализу данного полипредметного вида образования, который не регламентируется государственными стандартами. Отмечается, что в настоящее время дополнительное образование рассматривается в качестве социальной технологии образования, воспитания и развития. Приводится актуальная статистическая информация о социальных акторах, которые реализуют дополнительное образование детей и молодежи в Республике Беларусь. Данный подход позволяет рассматривать дополнительное образование как социосферу ресурсных возможностей, повышающих эффективность социализации обучающихся.

Биография автора

Ирина Александровна Яковлева, Минский государственный дворец детей и молодежи, тр. Старовиленский, 41, 220053, г. Минск, Беларусь; Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

заведующий Центром социального мониторинга дополнительного образования детей и молодежи Минского государственного дворца детей и молодежи, научный сотрудник кафедры социологии факультета философии и социальных наук БГУ

Литература

  1. Belyaeva NM. [Historical and theoretical problems of extracurricular education]. In: Gusev YuA, Chechet VV, Yanchuk VA, editors. Vospitatel’noe prostranstvo vneshkol’nogo uchrezhdeniya: voskhozhdenie k budushchemu. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 28–29 aprelya 2004 g.; Minsk, Belarus’ [Educational space of an extracurricular institution: ascent to the future. Materials of the International scientific and practical conference; 2004 April 28–29; Minsk, Belarus]. Minsk: Minskii gosudarstvennyi dvorets detei i molodezhi; 2004. p. 19–24. Russian.
  2. Danilov AN. Molodezh’ krizisnykh let. Illyuzii i novye nadezhdy [Youth of crisis years. Illusions and new hopes]. Minsk: Harvest; 1999. 320 p. Russian.
  3. Poznyakov VV. [Extracurricular institution – institute of childhood]. In: Samotsennost’ detstva i detskaya kul’tura. Materialy Respublikanskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 22–23 aprelya 1999 g.; Minsk, Belarus’ [The self-worth of childhood and children’s culture. Materials of the Republican scientific and practical conference; 1999 April 22–23; Minsk, Belarus]. Minsk: Minskii gosudarstvennyi dvorets detei i molodezhi; 1999. p. 278–287. Russian.
  4. Kosaretsky S, Ivanov I. Inequality in extracurricular education in Russia. International Journal for Research on Extended Education. 2019;7(2):132–142.
  5. Ivanov IYu, Kupriyanov BV, Kosaretskii SG. [Collective and intentional: institutional focus on Soviet extracurricular education]. Educational Policy. 2021;2(86):76–86. Russian.
  6. Bourdieu P. Outline of a Theory of Practice. Durham: Duke University Press; 2007. 592 p.
  7. Becker GS, Tomes N. Human capital and the rise and fall of families. Journal of Labor Economics. 1986;4(3;2):S1–S39.
Опубликован
2021-12-28
Ключевые слова: дополнительное образование детей и молодежи, социальное время, инновационные тренды социального развития, доступность и качество дополнительного образования детей и молодежи, социальная технология, социосфера развития личности
Как цитировать
Яковлева, И. А. (2021). Постсоветские тренды развития дополнительного образования детей и молодежи: белорусский кейс. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 4, 69-81. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2021-4-69-81