Как измерить образовательную среду университета?

  • Валентина Александровна Симхович Белорусский государственный экономический университет, пр. Партизанский, 26, 220070, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0003-3831-6118

Аннотация

Рассматривается проблема оценки образовательной среды учреждения высшего образования. Подчеркивается актуальность данной проблемы в связи с тем, что оптимальная образовательная среда является одним из условий подготовки конкурентоспособных и компетентных кадров. Она целенаправленно воздействует на профессионально-личностное развитие будущего специалиста, обеспечивает его готовность к профессиональной деятельности, успешному выполнению социальных ролей и самореализации. Образовательная среда университета исследуется с позиций компетентностного подхода, в рамках которого ее элементами являются субъект-субъектные отношения (взаимодействие преподавателя и студента), цели образования и результаты обучения. Рассматривается методика DREEM (Dundee Ready Educational Environment Measure), разработанная Университетом Данди (Великобритания) в 1997 г. и активно используемая зарубежными университетами медицинского профиля. Валидным инструментом оценки служит анкета DREEM, вопросы-утверждения которой нацелены на выявление сильных и слабых сторон образовательной среды университета. Отмечается, что DREEM можно использовать для оценки образовательной среды белорусских учреждений высшего образования, которые готовят специалистов по разным направлениям.

Биография автора

Валентина Александровна Симхович, Белорусский государственный экономический университет, пр. Партизанский, 26, 220070, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры экономической социологии и психологии предпринимательской деятельности Института социально-гуманитарного образования

Литература

  1. Lizzio A, Wilson K, Simons R. University students’ perceptions of the learning environment and academic outcomes: implications for theory and practice. Studies in Higher Education [Internet]. 2002 [cited 2021 November 20];27(1):27–52. DOI: 10.1080/03075070120099359. Available from: https://www.researchgate.net/publication/225083767_University_Students’_Perceptions_of_the_Learning_Environment_and_Academic_Outcomes_Implications_for_Theory_and_Practice.
  2. Audin K, Davy J, Barkham M. University Quality of Life and Learning (UNIQoLL): an approach to student wellbeing, satisfaction and institutional change. Journal of Further and Higher Education [Internet]. 2003 [cited 2021 November 20];27(4):365–382. Available from: http://dx.doi.org/10.1080/0309877032000128073.
  3. Mayya SS, Roff S. Students’ perceptions of educational environment: a comparison of academic achievers and under-achievers at Kasturba Medical College, India. Education for Health (Abingdon) [Internet]. 2004 [cited 2021 November 20];17(3):280–291. DOI: 10.1080/13576280400002445. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15848815/.
  4. Shcherbakova TN. To the issue of the structure of educational environment of learning institutions. Molodoi uchenyi [Internet]. 2012 [cited 2021 November 15];5(40):545–548. Available from: https://moluch.ru/archive/40/4867/. Russian.
  5. Tarasov SV. [Educational environment: concept, structure, typology]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. 2011;3(3):133–138. Russian.
  6. Yasvin VA. Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modelling to designing]. Мoscow: Smysl; 2001. 365 p. Russian.
  7. Vasilyeva EJ. Educational environment in university as object of management and evaluation. University Management: Practice and Analysis. 2011;(4):76-82. Russian.
  8. Gushchina TN. [Pedagogical essence of the phenomenon of «educational environment»: based on research materials]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2011;4:187–190. Russian.
  9. Panov VI. Psikhodidaktika obrazovatel’nykh sistem: teoriya i praktika [Psycho-didactics of educational systems: theory and practice]. Saint Petersburg: Piter; 2007. 352 p. Russian.
  10. Novikov VN. Educational environment of higher educational institution must be professionally and personally stimulating. Psychological Science and Education. 2012;1:1–8. Russian.
  11. Bratko MV. [Educational environment of higher education institution: functional aspect]. Pedagogichnyj proces: teorija i praktyka. 2015;1–2(46–47):11–18. Ukrainian.
  12. Slobodchikov VI. [On the concept of educational environment in the conception of developmental education]. In: Panov VI, editor. Tezisy Vtoroi rossiiskoi konferentsii po ekologicheskoi psikhologii; 12–14 aprelya 2000 g.; Moskva, Rossiya [Abstracts of the Second Russian conference on environmental psychology; 2000 April 12–14; Moscow, Russia)]. Мoscow: Ekopsitsentr ROSS; 2000. p. 172–176. Russian.
  13. Leont’eva OV. [Cultural and educational environment of higher education institution as psychological and pedagogical issue]. Obrazovanie i obshchestvo. 2009;6:106–111. Russian.
  14. Yasvin VA. Shkol’naya sreda kak predmet izmereniya: ekspertiza, proektirovanie, upravlenie [School environment as subject of measurement: expertise, design, management]. Мoscow: Narodnoe obrazovanie; 2019. 448 p. Russian.
  15. Barsukova EM, Belolutskaya AK, Ivanova EV, Le-van TN, Shmis TG, Ustinova MA, et al. Formirovanie sovremennoi obrazovatel’noi sredy [Formation of modern educational environment]. Мoscow: Мoscow City Pedagogical University; 2019. 57 p. Russian.
  16. Sorokova MG, Odintsova MA, Radchikova NP. Scale for Assessing University Digital Educational Environment (AUDEE Scale). Psychological Science and Education. 2021;26(2):52–65. DOI:10.17759/pse.2021260205. Russian.
  17. Miles S, Swift L, Leinster SJ. The Dundee Ready Education Environment Measure (DREEM): a review of its adoption and use. Medical Teacher. 2012;9(34):620–634. DOI: 10.3109/0142159X.2012.668625. Russian edition: Miles S, Swift L, Leinster SJ. The Dundee Ready Education Environment Measure (DREEM): a review of its adoption and use. Avakyan EI, translator. Medical Education and Professional Development. 2020;11(2):150–174.
  18. Kasimovskaya NA, Cabrera ET, Poleschuk IA, Geras’kina NS. Assessing the educational environment in pursuing a bachelor’s degree in «nursing» by using Dundee Ready Education Environment Measure (DREEM). Medical Education and Professional Development. 2020;11(3):194–204. Russian. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-13017.
  19. Asmita AP, Vijaya LC. Students’ perception of the educational environment in medical college: a study based on DREEM questionnaire. Korean Journal of Medical Education [Internet]. 2016 [cited 2021 October 12];28(3):281–288. DOI: 10.3946/kjme.2016.32. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/27363503/.
  20. Dreyer A, Gibbs A, Smally S. Clinical Associate students’ perception of the educational environment at the University of the Witwatersrand, Johannesburg. African Journal of Primary Health Care & Family Medicine [Internet]. 2015 [cited 2021 October 12];7(1):1–8. DOI: 10.4102/phcfm.v7i1.778. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4564909/.
Опубликован
2022-03-17
Ключевые слова: образовательная среда университета, измерение и оценка образовательной среды, субъектсубъектные отношения, инструментарий DREEM (Dundee Ready Educational Environment Measure), описательная статистика
Как цитировать
Симхович, В. А. (2022). Как измерить образовательную среду университета? . Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 1, 88-95. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2022-1-88-95