Как измерить образовательную среду университета?
Аннотация
Рассматривается проблема оценки образовательной среды учреждения высшего образования. Подчеркивается актуальность данной проблемы в связи с тем, что оптимальная образовательная среда является одним из условий подготовки конкурентоспособных и компетентных кадров. Она целенаправленно воздействует на профессионально-личностное развитие будущего специалиста, обеспечивает его готовность к профессиональной деятельности, успешному выполнению социальных ролей и самореализации. Образовательная среда университета исследуется с позиций компетентностного подхода, в рамках которого ее элементами являются субъект-субъектные отношения (взаимодействие преподавателя и студента), цели образования и результаты обучения. Рассматривается методика DREEM (Dundee Ready Educational Environment Measure), разработанная Университетом Данди (Великобритания) в 1997 г. и активно используемая зарубежными университетами медицинского профиля. Валидным инструментом оценки служит анкета DREEM, вопросы-утверждения которой нацелены на выявление сильных и слабых сторон образовательной среды университета. Отмечается, что DREEM можно использовать для оценки образовательной среды белорусских учреждений высшего образования, которые готовят специалистов по разным направлениям.
Литература
- Lizzio A, Wilson K, Simons R. University students’ perceptions of the learning environment and academic outcomes: implications for theory and practice. Studies in Higher Education [Internet]. 2002 [cited 2021 November 20];27(1):27–52. DOI: 10.1080/03075070120099359. Available from: https://www.researchgate.net/publication/225083767_University_Students’_Perceptions_of_the_Learning_Environment_and_Academic_Outcomes_Implications_for_Theory_and_Practice.
- Audin K, Davy J, Barkham M. University Quality of Life and Learning (UNIQoLL): an approach to student wellbeing, satisfaction and institutional change. Journal of Further and Higher Education [Internet]. 2003 [cited 2021 November 20];27(4):365–382. Available from: http://dx.doi.org/10.1080/0309877032000128073.
- Mayya SS, Roff S. Students’ perceptions of educational environment: a comparison of academic achievers and under-achievers at Kasturba Medical College, India. Education for Health (Abingdon) [Internet]. 2004 [cited 2021 November 20];17(3):280–291. DOI: 10.1080/13576280400002445. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/15848815/.
- Shcherbakova TN. To the issue of the structure of educational environment of learning institutions. Molodoi uchenyi [Internet]. 2012 [cited 2021 November 15];5(40):545–548. Available from: https://moluch.ru/archive/40/4867/. Russian.
- Tarasov SV. [Educational environment: concept, structure, typology]. Vestnik Leningradskogo gosudarstvennogo universiteta im. A. S. Pushkina. 2011;3(3):133–138. Russian.
- Yasvin VA. Obrazovatel’naya sreda: ot modelirovaniya k proektirovaniyu [Educational environment: from modelling to designing]. Мoscow: Smysl; 2001. 365 p. Russian.
- Vasilyeva EJ. Educational environment in university as object of management and evaluation. University Management: Practice and Analysis. 2011;(4):76-82. Russian.
- Gushchina TN. [Pedagogical essence of the phenomenon of «educational environment»: based on research materials]. Obshchestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana). 2011;4:187–190. Russian.
- Panov VI. Psikhodidaktika obrazovatel’nykh sistem: teoriya i praktika [Psycho-didactics of educational systems: theory and practice]. Saint Petersburg: Piter; 2007. 352 p. Russian.
- Novikov VN. Educational environment of higher educational institution must be professionally and personally stimulating. Psychological Science and Education. 2012;1:1–8. Russian.
- Bratko MV. [Educational environment of higher education institution: functional aspect]. Pedagogichnyj proces: teorija i praktyka. 2015;1–2(46–47):11–18. Ukrainian.
- Slobodchikov VI. [On the concept of educational environment in the conception of developmental education]. In: Panov VI, editor. Tezisy Vtoroi rossiiskoi konferentsii po ekologicheskoi psikhologii; 12–14 aprelya 2000 g.; Moskva, Rossiya [Abstracts of the Second Russian conference on environmental psychology; 2000 April 12–14; Moscow, Russia)]. Мoscow: Ekopsitsentr ROSS; 2000. p. 172–176. Russian.
- Leont’eva OV. [Cultural and educational environment of higher education institution as psychological and pedagogical issue]. Obrazovanie i obshchestvo. 2009;6:106–111. Russian.
- Yasvin VA. Shkol’naya sreda kak predmet izmereniya: ekspertiza, proektirovanie, upravlenie [School environment as subject of measurement: expertise, design, management]. Мoscow: Narodnoe obrazovanie; 2019. 448 p. Russian.
- Barsukova EM, Belolutskaya AK, Ivanova EV, Le-van TN, Shmis TG, Ustinova MA, et al. Formirovanie sovremennoi obrazovatel’noi sredy [Formation of modern educational environment]. Мoscow: Мoscow City Pedagogical University; 2019. 57 p. Russian.
- Sorokova MG, Odintsova MA, Radchikova NP. Scale for Assessing University Digital Educational Environment (AUDEE Scale). Psychological Science and Education. 2021;26(2):52–65. DOI:10.17759/pse.2021260205. Russian.
- Miles S, Swift L, Leinster SJ. The Dundee Ready Education Environment Measure (DREEM): a review of its adoption and use. Medical Teacher. 2012;9(34):620–634. DOI: 10.3109/0142159X.2012.668625. Russian edition: Miles S, Swift L, Leinster SJ. The Dundee Ready Education Environment Measure (DREEM): a review of its adoption and use. Avakyan EI, translator. Medical Education and Professional Development. 2020;11(2):150–174.
- Kasimovskaya NA, Cabrera ET, Poleschuk IA, Geras’kina NS. Assessing the educational environment in pursuing a bachelor’s degree in «nursing» by using Dundee Ready Education Environment Measure (DREEM). Medical Education and Professional Development. 2020;11(3):194–204. Russian. DOI: 10.24411/2220-8453-2020-13017.
- Asmita AP, Vijaya LC. Students’ perception of the educational environment in medical college: a study based on DREEM questionnaire. Korean Journal of Medical Education [Internet]. 2016 [cited 2021 October 12];28(3):281–288. DOI: 10.3946/kjme.2016.32. Available from: https://pubmed.ncbi.nlm.nih.gov/27363503/.
- Dreyer A, Gibbs A, Smally S. Clinical Associate students’ perception of the educational environment at the University of the Witwatersrand, Johannesburg. African Journal of Primary Health Care & Family Medicine [Internet]. 2015 [cited 2021 October 12];7(1):1–8. DOI: 10.4102/phcfm.v7i1.778. Available from: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4564909/.
Copyright (c) 2022 Журнал Белорусского государственного университета. Социология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).