Цифровизация обучения: движущая сила модернизации системы высшего образования или гуманитарная угроза?

  • Лариса Григорьевна Титаренко Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь https://orcid.org/0000-0002-2207-9894

Аннотация

Рассматриваются проблемы модернизации системы высшего образования Республики Беларусь, которые связаны с анализом форм и методов цифровизации обучения. Выявляется неразрывная связь цифровизации обучения с процессом четвертой индустриальной революции. На основе эмпирических данных опросов, проведенных в БГУ, показано, что белорусские и иностранные студенты повысили свой уровень знаний и навыков в области использования информационно-коммуникационных технологий за период обучения в условиях пандемии. Студенческая молодежь позитивно оценивает перевод значительной доли занятий на дистанционный формат. Отмечается, что эффективная цифровизация обучения способствует росту конкурентоспособности образовательных учреждений. Делается вывод о том, что активное применение цифровых технологий соответствует целям модернизации системы высшего образования и не представляет существенной угрозы саморазвитию студентов. Полученные результаты могут быть использованы в исследовании процессов цифровизации высшего образования в Беларуси и других странах ЕАЭС, а также в подготовке специалистов из числа белорусских и иностранных студентов, обучающихся в белорусских учреждениях высшего образования.

Биография автора

Лариса Григорьевна Титаренко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Литература

  1. Matthews D. How will technology reshape the university by 2030? The World University Rankings [Internet]. 2018 [cited 2020 November 16]. Available from: https://www.timeshighereducation.com/features/how-will-technology-reshapeuniversity-2030.
  2. Almeida F. COVID-19 and the digitalisation pace. ResearchGate [Internet]. 2021 [cited 2021 December 20]. Available from: https://www.researchgate.net/publication/350314651_COVID-19_and_the_Digitalization_Pace.
  3. Titarenkо LG. Virtualisation of education in a digital economy. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2020;1:23–30. Russian.
  4. Onyema EM, Eucheria NC, Obafemi FA, Sen S, Atonye FG, Sharma A, et al. Impact of coronavirus pandemic on education. Journal of Education and Practice. 2020;11(13):108–121.
  5. Shvab K. Chetvertaya promyshlennaya revolyutsiya [The fourth industrial revolution]. Moscow: Eksmo; 2016. 208 p. Russian.
  6. Rot A. Vnedreniye i razvitiye Industrii 4.0 [Implementation and development of Industry 4.0]. Moscow: Tekhnosfera; 2017. 286 p. Russian.
  7. Ilyin GL. «Transhumanisation» of modern education. Higher Education in Russia. 2018;1(219):133–142. Russian.
  8. Galazhinskii E, Kuz’minov Ya, Kropachev N, Mau V. Stress test lessons. Universities in a pandemic and after it: report at a meeting of the Public Council under the Ministry of Education and Science of the Russian Federation [Internet]. 2020 [cited 2021 December 20]. Available from: https://www.tsu.ru/news/uroki-stress-testa-vuzy-v-usloviyakh-pandemii-i-po/. Russian.
  9. Dewey J. Democracy and Education. Teddington: Echo Library; 2007. 263 p.
  10. Batrakova IS, Glubokova EN, Pisareva SA, Tryapitsyna AP. Changes in university teacher’s pedagogical activity in the context of digitalisation of education. Higher Education in Russia. 2021;8–9:9–19. Russian. DOI: 10.31992/0869-3617-2021-30-8-9-9-19.
  11. Titarenko LG, Zaslavskaya MI, Avetisyan PC, Galikyan GE, Klimenko VA, Lebedeva EV, et al. Modernizatsiya sistem vysshego obrazovaniya Belarusi i Armenii v kontekste protsessov evraziiskoi i evropeiskoi integratsii: problemy i perspektivy [Modernisation of higher education systems in Belarus and Armenia in the context of the processes of Eurasian and European integration: problems and prospects]. Titarenko LG, Zaslavskaya MI, editors. Minsk: Belarusian State University; 2019. 175 p. Russian.
  12. Kuz’min SV, Savchuk AA. Digital transformation of higher education in the perception of Belarusian students. BSPU Bulletin. Series 2. History. Philosophy. Political Science. Sociology. Economics. Culture Studies. 2021;3:62–65. Russian.
  13. Savchuk AA, Guznyakova AI. [The use of information and communication technologies in the learning process]. In: Kurilovich NV, editor. Evristicheskie formy primeneniya informatsionno-kommunikatsionnykh tekhnologii v prepodavanii sotsial’no-gumanitarnykh distsiplin: sbornik nauchno-metodicheskikh materialov XVIII Nauchno-metodicheskoi konferentsii fakul’teta filosofii i sotsial’nykh nauk Belorusskogo gosudarstvennogo universiteta, posvyashchennoi pamyati professora I. L. Zelenkovoi; 31 marta 2021 g.; Minsk, Belarus’ [Heuristic forms of application of information and communication technologies in teaching social and humanitarian disciplines: a collection of scientific and methodological materials of the 18th Scientific and methodological conference of the faculty of philosophy and social sciences of the Belarusian State University, dedicated to the memory of professor I. L. Zelenkova; 2021 March 31; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2021. p. 106–108. Russian.
  14. Stjopin VS, Kuznecova LF. Scientific picture of the world in the culture of technogenic civilisation. Humanitarian portal [Internet]. 1994 [cited 2021 December 14]. Available from: https://gtmarket.ru/library/basis/5362/5369. Russian.
  15. Pérez LVZ, Figueroa RD. Happiness and labour productivity. Academia Letters [Internet]. 2021 [cited 2022 January 3]. Available from: https://doi.org/10.20935/AL2266.
  16. Titarenko LG. [Humanitarian risks of digital transformation as a threat of national security of Belarus]. In: Dostanko EA, editor. Materialy Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Sovremennyi mir i natsional’nye interesy Respubliki Belarus’»; 17 dekabrya 2021 g.; Minsk, Belarus’ [Proceedings of the International scientific conference «Modern world and national interests of the Republic of Belarus»; 2021 December 17; Minsk, Belarus]. Minsk: Belarusian State University; 2021. p. 355–360. Russian.
  17. Dobrorodniy DG. [Distance learning as a global perspective and challenge for a classical university]. Vyshjejshaja shkola. 2019;5(133):36–39. Russian.
  18. Vincent-Lancrin S. Coronavirus and the future of learning: towards a new EdTech industry? OECD Education and Skills Today [Internet]. 2020 [cited 2020 July 10]. Available from: https://oecdedutoday.com/coronavirus-future-learning-newedtech-industry/
Опубликован
2022-03-15
Ключевые слова: высшее образование, цифровизация обучения, гуманитарная угроза, модернизация, пандемия, конкурентоспособность, дистанционное обучение
Поддерживающие организации Статья подготовлена при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований (проект № Г21АРМ-020).
Как цитировать
Титаренко, Л. Г. (2022). Цифровизация обучения: движущая сила модернизации системы высшего образования или гуманитарная угроза?. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 1, 33-41. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2022-1-33-41