Цифровые инновации сквозь призму восприятия белорусскими студентами
Аннотация
Отмечается, что вынужденная цифровизация в сфере высшего образования, начатая в условиях пандемии, способствовала внедрению дистанционных форм обучения студентов, а следовательно, повысила их уровень владения информационно-коммуникационными технологиями. Цифровые инновации стали неотъемлемыми атрибутами современного общества. Приводится мысль о том, что виртуальная реальность отличается от повседневной жизни, которая не обязательно является технологически продвинутой. Это противоречие может стать причиной непредвиденных рисков и иллюзий, возникающих в процессе восприятия студентами цифровой трансформации, а также завышенных ожиданий молодежи от внедрения цифровизации. В зависимости от типа оценок студентами роли информационно-коммуникационных процессов в жизни общества выделены пять теоретических моделей отношения студентов к цифровым инновациям. Сделан вывод о важности учебной среды университета для обсуждения преимуществ и угроз цифровых инноваций со студентами.
Литература
- Genov N. The paradigm of social interaction. London: Routledge; 2021. 192 p.
- Inglehart R. Cultural evolution. People’s motivations are changing, and reshaping the world. Cambridge: Cambridge University Press; 2018. 273 р.
- Castells M. The information age: economy, society and culture. Volume 1. The rise of the network society. 2nd edition. Oxford: Wiley Blackwell; 2010. 625 p.
- Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Geneva: World Economic Forum; 2016. 172 р.
- Schmidt E, Cohen J. The new digital age: reshaping the future of people, nations and business. New York: Alfred A. Knopf; 2013. 368 p.
- Voronkova VH, Teslenko TV. Formation and development of digital technologies as a factor of realisation of the Fourth Industrial Revolution. Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology. 2020;2:4–11. Russian.
- Digilina OB, Teslenko IB. Transformation of the labour market in the context of digitalisation. RSUH/RGGU Bulletin. «Economics. Management. Law» Series. 2019;4:166–181. DOI: 10.28995/2073-6304-2019-4-166-180. Russian.
- Ivanov VV, Malinetskii GG. Tsifrovaya ekonomika: mify, real’nost’, perspektiva [Digital economy: myths, reality, perspective]. Moscow: Russian Academy of Sciences; 2017. 63 p. Russian.
- Titarenko L, Rezanova E. The impact of digital technologies on the labour market of Belarusian youth. Sociological Studios. 2021;19(2):87–95. DOI: 10.29038/2306-3971-2021-02-87-95. Russian.
- Kraus S, Jones P, Kaile N, Weinmann A, Chaparro-Banegas N, Norat Roig-Tierno. Digital transformation: an overview of the current state of the art of research. SAGE Open. 2021;September:1–15.
- Bennett S, Maton K, Kervin L. The «digital natives» debate: a critical review of the evidence. British Journal of Educational Technology. 2008;39(5):775–786.
- Radaev V. Millenialy: kak menyaetsya rossiiskoe obshchestvo [Millennials: how Russian society is changing]. Moscow: Higher School of Economics; 2019. 224 p. Russian.
- Grishchenko Z, Titarenko L. Belarusian Millennials: a generation gap? Filosofija. Sociologija. 2019; 30(4):317–324.
- Donskikh OA. The new normal? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020;29(10):56–64. Russian. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-56-64.
- Titarenko LG, Karapetyan RV. Digital transformation of the labour sphere: a comparative analysis of the indicators of Russia and Belarus. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2021;1:52–69. Russian. DOI: 10.33581/2521-6821-2021-1-52-69.
- Vayre E, editor. Digitalization of work: new spaces and new working times. Hoboken: Wiley; 2022. 199 p.
- Sheinov VP. Relationship of smartphone dependence with personal states and properties. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2020;4:120–127. DOI: 10.33581/2521-6821-2020-4-120-127.
- Titarenko LG. Digitalisation of learning: a driving force for higher education modernisation or a humanitarian threat? Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2022;1:33–41. Russian. DOI: 10.33581/2521-6821-2022-1-33-41.
- Giddens A. The constitution of society. Outline of the theory of structuration. Cambridge: Polity Press; 1984. 402 p.
Copyright (c) 2022 Журнал Белорусского государственного университета. Социология
Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).