Цифровые инновации сквозь призму восприятия белорусскими студентами

  • Лариса Григорьевна Титаренко Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Отмечается, что вынужденная цифровизация в сфере высшего образования, начатая в условиях пандемии, способствовала внедрению дистанционных форм обучения студентов, а следовательно, повысила их уровень владения информационно-коммуникационными технологиями. Цифровые инновации стали неотъемлемыми атрибутами современного общества. Приводится мысль о том, что виртуальная реальность отличается от повседневной жизни, которая не обязательно является технологически продвинутой. Это противоречие может стать причиной непредвиденных рисков и иллюзий, возникающих в процессе восприятия студентами цифровой трансформации, а также завышенных ожиданий молодежи от внедрения цифровизации. В зависимости от типа оценок студентами роли информационно-коммуникационных процессов в жизни общества выделены пять теоретических моделей отношения студентов к цифровым инновациям. Сделан вывод о важности учебной среды университета для обсуждения преимуществ и угроз цифровых инноваций со студентами.

Биография автора

Лариса Григорьевна Титаренко, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Литература

  1. Genov N. The paradigm of social interaction. London: Routledge; 2021. 192 p.
  2. Inglehart R. Cultural evolution. People’s motivations are changing, and reshaping the world. Cambridge: Cambridge University Press; 2018. 273 р.
  3. Castells M. The information age: economy, society and culture. Volume 1. The rise of the network society. 2nd edition. Oxford: Wiley Blackwell; 2010. 625 p.
  4. Schwab K. The Fourth Industrial Revolution. Geneva: World Economic Forum; 2016. 172 р.
  5. Schmidt E, Cohen J. The new digital age: reshaping the future of people, nations and business. New York: Alfred A. Knopf; 2013. 368 p.
  6. Voronkova VH, Teslenko TV. Formation and development of digital technologies as a factor of realisation of the Fourth Industrial Revolution. Journal of the Belarusian State University. Philosophy and Psychology. 2020;2:4–11. Russian.
  7. Digilina OB, Teslenko IB. Transformation of the labour market in the context of digitalisation. RSUH/RGGU Bulletin. «Economics. Management. Law» Series. 2019;4:166–181. DOI: 10.28995/2073-6304-2019-4-166-180. Russian.
  8. Ivanov VV, Malinetskii GG. Tsifrovaya ekonomika: mify, real’nost’, perspektiva [Digital economy: myths, reality, perspective]. Moscow: Russian Academy of Sciences; 2017. 63 p. Russian.
  9. Titarenko L, Rezanova E. The impact of digital technologies on the labour market of Belarusian youth. Sociological Studios. 2021;19(2):87–95. DOI: 10.29038/2306-3971-2021-02-87-95. Russian.
  10. Kraus S, Jones P, Kaile N, Weinmann A, Chaparro-Banegas N, Norat Roig-Tierno. Digital transformation: an overview of the current state of the art of research. SAGE Open. 2021;September:1–15.
  11. Bennett S, Maton K, Kervin L. The «digital natives» debate: a critical review of the evidence. British Journal of Educational Technology. 2008;39(5):775–786.
  12. Radaev V. Millenialy: kak menyaetsya rossiiskoe obshchestvo [Millennials: how Russian society is changing]. Moscow: Higher School of Economics; 2019. 224 p. Russian.
  13. Grishchenko Z, Titarenko L. Belarusian Millennials: a generation gap? Filosofija. Sociologija. 2019; 30(4):317–324.
  14. Donskikh OA. The new normal? Vysshee obrazovanie v Rossii. 2020;29(10):56–64. Russian. DOI: 10.31992/0869-3617-2020-29-10-56-64.
  15. Titarenko LG, Karapetyan RV. Digital transformation of the labour sphere: a comparative analysis of the indicators of Russia and Belarus. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2021;1:52–69. Russian. DOI: 10.33581/2521-6821-2021-1-52-69.
  16. Vayre E, editor. Digitalization of work: new spaces and new working times. Hoboken: Wiley; 2022. 199 p.
  17. Sheinov VP. Relationship of smartphone dependence with personal states and properties. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2020;4:120–127. DOI: 10.33581/2521-6821-2020-4-120-127.
  18. Titarenko LG. Digitalisation of learning: a driving force for higher education modernisation or a humanitarian threat? Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2022;1:33–41. Russian. DOI: 10.33581/2521-6821-2022-1-33-41.
  19. Giddens A. The constitution of society. Outline of the theory of structuration. Cambridge: Polity Press; 1984. 402 p.
Опубликован
2022-09-02
Ключевые слова: цифровая трансформация, восприятие цифровых инноваций, студенчество, потенциальные угрозы, высшее образование
Поддерживающие организации Статья подготовлена при финансовой поддержке государственной программы научных исследований Республики Беларусь (договор № 696/97) и гранта Белорусского республиканского фонда фундамен-тальных исследований (№ Г21АРМ-020).
Как цитировать
Титаренко, Л. Г. (2022). Цифровые инновации сквозь призму восприятия белорусскими студентами. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 3, 58-64. https://doi.org/10.33581/2521-6821-2022-3-58-64