Опросник коммуникативных умений для подростков и взрослых: его надежность и валидность

  • Виктор Павлович Шейнов Республиканский институт высшей школы, ул. Московская, 15, 220001, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Изучение коммуникативных умений приобрело особую актуальность ввиду негативного влияния на представителей разных поколений чрезмерного использования ими смартфонов и социальных сетей. При этом в исследованиях активно применяется давно разработанный тест коммуникативных умений для подростков и старшеклассников Михельсона, адаптированный в 1995 г. Ю. З. Гильбухом. Однако недоступны публикации, содержащие доказательства надежности и валидности этого опросника. Цели данного исследования – доказательство надежности и валидности опросника коммуникативных умений для подростков и взрослых, разработка его надежной и валидной сокращенной версии. Исходные данные собраны в Беларуси и России преимущественно посредством онлайн-опроса 1833 респондентов, в том числе 1122 подростков в возрасте 13–17 лет (601 девочки и 521 мальчика) и 711 взрослых в возрасте до 82 лет (361 женщины и 350 мужчин). В результате сконструирована состоящая из 26 вопросов сокращенная версия опросника коммуникативных умений для подростков и взрослых, которая удовлетворяет основным критериям надежности и валидности и обладает лучшими психометрическими характеристиками, нежели его исходная версия. Практическая значимость исследования состоит в том, что наличие единого инструментария позволит изучать коммуникативные умения представителей разных возрастных категорий.

Биография автора

Виктор Павлович Шейнов, Республиканский институт высшей школы, ул. Московская, 15, 220001, г. Минск, Беларусь

доктор социологических наук, профессор; профессор кафедры психологии и педагогического мастерства факультета повышения квалификации и переподготовки

Литература

  1. Gil’bukh YuZ, editor. Test-oprosnik kommunikativnykh umenii dlya podrostkov i starsheklassnikov [Test questionnaire of communication skills for adolescents and high school students]. Kyiv: Perspektiva; 1995. 9 p. Russian.
  2. Korshunova VV, Birkun EA. Experience in implementing a practice-oriented programme for retraining mediators for ducation and the social sphere. Journal of Siberian Federal University. Humanities and Social Sciences. 2020;13(9):1466–1480. DOI: 10.17516/1997-1370-0656.
  3. Petrova SI, Borisova US. Analysis of the communicative competence of modern students. Humanities, Social-Economic and Social Sciences. 2022;12:71–75. Russian. DOI: 10.236727SAE.2022.10.71.001.
  4. Pukhovskii SV. Formation of constructive communication skills of volunteers of search and rescue teams. In: Krasnova NA, editor. Pedagogicheskaya nauka i pedagogicheskaya praktika. Materialy Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii; 10 noyabrya 2022 g.; Moskva, Rossiya [Pedagogical science and pedagogical practice. Proceedings of the International scientific and practical conference; 2022 November 10; Moscow, Russia]. Moscow: Professional’naya nauka; 2022. p. 22–30. Russian. DOI: 10.54092/9781470983826_22.
  5. Ryzhkova OA, Rybolova EA, Kohan ZhS. Training in the development of socially communicative qualities of psychology students of the factor in the professional development of future specialists. The Herald of South-Ural State Humanities-Pedagogical University. 2020;7:189–203. Russian. DOI: 10.25588/CSPU.2020.160.7.012.
  6. Skripkina T, Polina A, Ovcharova E. Techniques for building trust as a factor of psychological security of a person. In: Rudoy D, Olshevskaya A, Kankhva V, editors. Innovative Technologies in Science and Education (ITSE-2020). Proceedings of the E3S Web of Conferences; 2020 August 19–30; Divnomorskoe, Russia. 2020;210:19032. DOI: 10.1051/e3sconf/202021019032.
  7. Sheinov VP. Short version of the questionnaire «Scale of dependence on the smartphone». Institute of psychology of the Russian Academy of Sciences. Organizational psychology and labor psychology. 2021;6(1):97–115. Russian. DOI: 10.38098/ipran.opwp.2021.18.1.005.
  8. Sheinov VP, Devitsyn AS. A short version of vulnerability to manipulation. Systems Psychology and Sociology. 2022;1:70–80. Russian. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.6.
  9. Sheinov VP, Devitsyn AS. Abridged assertiveness questionnaire. The Herzen University Studies: Psychology in Education. 2022;1:70–80. Russian. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.41.1.6.
  10. Barrios-Fernandez S, Gozalo M, Amado-Fuentes M, Carlos-Vivas J, Garcia-Gomez A. A short version of the EFECO online questionnaire for the assessment of executive functions in school-age children. Children. 2021;8(9):799. DOI: 10.3390/children8090799.
  11. Bieleke M, Gogol K, Goetz T, Daniels L, Pekrun R. The AEQ-S: a short version of the achievement emotions questionnaire. Contemporary Educational Psychology. 2021;65:101940. DOI: 10.1016/j.cedpsych.2020.101940.
  12. Cabral AC, Castel-Branco, Caramona M, Fernandez-Llimos F, Figueiredo IV. Developing an adherence in hypertension questionnaire short version: MUAH-16. The Journal of Clinical Hypertension. 2018;20(1):118–124. DOI: 10.1111/jch.13137.
  13. Cliffe T, Beinart H, Cooper M. Development and validation of a short version of the supervisory relationship questionnaire. Clinical Psychology and Psychotherapy. 2016;23(1):77–86. DOI: 10.1002/cpp.1935.
  14. Mirghafourvand M, Jafarabadi MA, Ghanbari-Homayi S. Adaptation of short version of questionnaire for assessing the childbirth experience (QACE) to the Iranian culture. BMC Pregnancy Childbirth. 2020;20:616. DOI: 10.1186/s12884-020-03317-9.
  15. Mohamad EMW, Kaundan MK, Hamzah MR, Azlan AA, Ayub SH, Sern TJ, et al. Establishing the HLS-M-Q18 short version of the European health literacy survey questionnaire for the Malaysian context. BMC Public Health. 2020;20:580. DOI: 10.1186/ s12889-020-08704-7.
  16. Jutten RJ, Peeters CFW, Leijdesdorf SMJ, Visser PJ, Maier AB, Terwee CB, et al. Detecting functional decline from normal aging to dementia: development and validation of a short version of the Amsterdam IADL questionnaire. Alzheimer’s & Dementia: Diagnosis, Assessment & Disease Monitoring. 2017;8(1):26–35. DOI: 10.1016/j.dadm.2017.03.002.
  17. Schrepp M, Thomaschewski J, Hinderks A. Design and evaluation of a short version of the user experience questionnaire (UEQ-S). International Journal of Interactive Multimedia and Artificial Intelligence. 2017;4(6):103–108. DOI: 10.9781/ijimai. 2017.09.001.
  18. Herzog AR, Bachman JG. Effects of questionnaire length on response quality. The Public Opinion Quarterly. 1981;45(4): 549–559.
  19. Galesic M, Bosnjak M. Effects of questionnaire length on participation and indicators of response quality in a web survey. Public Opinion Quarterly. 2009;73(2):349–360. DOI: 10.1093/poq/nfp031.
  20. Sheinov VP, Devitsyn AS. [Development of a reliable and valid social media addiction questionnaire]. Systems Psychology and Sociology. 2021;2:41–55. Russian. DOI: 10.25688/2223-6872.2021.38.2.04.
  21. Znakov VV. [Machiavellianism: psychological property of personality and methods of its research]. Psihologicheskij zhurnal. 2000;21(5):16–22. Russian.
  22. Sheinov VP. Relationship between smartphone dependence with personal states and properties. Journal of the Belarusian State University. Sociology. 2020;4:120–127. Russian. DOI: 10.33581/2521-6821-2020-4-120-127.
  23. Khasanah R, Daulay N. The effect of smartphone addiction on communication with peers in Madrasah Tsanawiyah. Jurnal Basicedu. 2022;6(4):5549–5556. DOI: 10.31004/basicedu.v6i4.2924.
  24. Osorio-Molina C, Martos-Cabrer MB. Smartphone addiction, risk factors and its adverse effects in nursing students: a systematic review and meta-analysis. Nurse Education Today. 2021;98:104741. DOI: 10.1016/j.nedt.2020.104741.
  25. Cerit B, Çıtak BN, Ak B. Relationship between smartphone addiction of nursing department students and their communication skills. Contemporary Nurse. 2018;54(4-5):532–542. DOI: 10.1080/10376178.2018.1448291.
  26. Sheinov VP. Smartphone addiction and personality: review of international research. RUDN Journal of Psychology and Pedagogics. 2021;18(1):235–253. Russian. DOI: 10.22363/2313-1683-2021-18-1-235-253.
  27. Thomas D. Motivational beliefs, social media addiction, and interpersonal communication skill among international students in Thailand. International Forum Journal. 2018:21(2):153–169.
  28. Dominguez-Vergara JA, Ybanez-Carranza J. Addiction to social networks and social skills in students from a private educational institution. Propositos y Representaciones. 2016;4(2):207–230. DOI: 10.20511/pyr2016.v4n2.122.
  29. Abd Rahman SH. Can’t live without my FB, LoL: the influence of social networking sites on the communication skills of TESL students. Procedia-Social and Behavioral Sciences. 2014;134:213–219. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.04.241.
  30. Filippou OYu. A bibliometric analysis of the Machiavellianism in domestic and foreign psychology. Journal of Modern Foreign Psychology. 2020;9(4):120–128. Russian. DOI: 10.17759/jmfp.2020090411.
  31. Sheinov VP, Devitsyn AS. Smartphone addiction as a predictor of psychological distress. Sistemnaya psihologiya i sociologiya. 2022;3:71–84. Russian. DOI: 10.25688/2223-6872.2022.43.3.07.
Опубликован
2024-01-09
Ключевые слова: опросник коммуникативных умений, сокращенная версия опросника, надежность, валидность, психометрические характеристики, подростки, взрослые
Как цитировать
Шейнов, В. П. (2024). Опросник коммуникативных умений для подростков и взрослых: его надежность и валидность. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 4, 96-104. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/5953