Концептуализация социальной субъектности молодежи в социологических исследованиях советского и постсоветского периодов

  • Илона Генриховна Неделевская Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, ул. Ожешко, 22, 230023, г. Гродно, Беларусь; Гродненский областной институт развития образования, ул. Гагарина, 6, 230011, г. Гродно, Беларусь

Аннотация

Представлены результаты сравнительного анализа концептуализации социальной субъектности молодежи в западной, советской и постсоветской социологии. Отмечено, что проблема социальной субъектности известна в социологии в рамках дихотомии структуры и действия, однако значительную часть истории социологи были склонны фокусироваться на детерминистском характере социальных структур в поведении индивида. Исторические события и развитие интегративных теорий в социологии позволили произвести новую оценку взаимозависимости структур и индивидов. В условиях возрастающей динамики социально-экономических и демографических изменений проблема социальной субъектности приобретает особую актуальность для научных сообществ многих стран. В среде молодежи эта проблема осложняется неполноценным социальным и эпистемическим статусом данной социальной группы в системе обыденных и научных представлений. Описано актуальное состояние проблемы социальной субъектности молодежи в западной социологии. Рассмотрены особенности концептуализации этого исследовательского предмета в социологии советского периода, а также произведена попытка установить преемственность современного социологического знания по данной проблеме с корпусом соответствующего социологического знания в западноевропейской и советской традициях.

Биография автора

Илона Генриховна Неделевская, Гродненский государственный университет им. Янки Купалы, ул. Ожешко, 22, 230023, г. Гродно, Беларусь; Гродненский областной институт развития образования, ул. Гагарина, 6, 230011, г. Гродно, Беларусь

кандидат социологических наук; доцент кафедры политологии и социологии факультета истории, коммуникации и туризма Гродненского государственного университета им. Янки Купалы, старший преподаватель кафедры образовательных технологий факультета профессиональной самореализации Гродненского областного института развития образования

 

Литература

  1. Emirbayer M, Mische A. What is agency? American Journal of Sociology. 1998;103(4):962–1023.
  2. Sorokin PS, Afanas’eva IA, Shmaevka VK, Pavlyuk D. Individual’naya «agentnost’» kak element chelovecheskogo potentsiala: vidy, proyavleniya i effekty v korporativnom sektore [Individual «agency» as an element of human potential: types, manifestations and effects in the corporate sector]. Moscow: Higher School of Economics Publishing House; 2023. 15 p. Russian.
  3. Sorokin PS, Zykova AV. «Transformative agency» as a subject of research and development in the 21st century: a review and interpretation of international experience. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2021;5:216–241. Russian. DOI: 10.14515/monitoring.2021.5.1858.
  4. Sorokin PS, Froumin ID. Education as a source for transformative agency: theoretical and practical issues. Educational Studies. 2022;1:116–137. Russian. DOI: 10.17323/1814-9545-2022-1-116-137.
  5. Sheypak SA. Author’s agency in a research article: from the grammar of language to the grammar of communication. The Education and Science Journal. 2023;25(7):44–68. Russian. DOI: 10.17853/1994-5639-2023-7-44-68.
  6. Gavrilina EA. Agency of non-humans: interaction of humans and autonomous intelligent systems. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2023;3:41–55. Russian. DOI: 10.14515/monitoring.2023.3.2318.
  7. Sorokin PS. The problem of «agency» through the prism of a new reality: conditions and perspectives. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2023;3:103–114. Russian. DOI: 10.31857/S013216250022927-2.
  8. Kozlovskaya AYu, Kozlova AV. Children’s agency as a theoretical problem and a practical concern (an anthropological remark). Forum for Antropology and Culture. 2020;45:11–25. Russian. DOI: 10.31250/1815-8870-2020-16-45-11-25.
  9. Giddens A, Sutton PhW. Essential concepts in sociology. Cambridge: Polity Press; 2017. 224 p. Russian edition: Giddens A, Sutton PhW. Osnovnye ponyatiya v sotsiologii. Rozhdestvenskaya E, Gavrilenko S, translators. Moscow: Higher School of Economics Publishing House; 2018. 336 p.
  10. Sztompka P. Agency and structure: reorienting social theory. New York: Taylor & Francis; 2015. 362 p.
  11. White R, Wyn J. Youth agency and social context. Journal of Sociology. 1998;3:314–327.
  12. Hitlin S, Long C. Agency as a sociological variable: a preliminary model of individuals, situations, and the life course. Sociology Compass. 2009;3(1):137–160. DOI: 10.1111/j.1751-9020.2008.00189.x.
  13. Aliev VV. The foundations of studying social subjectness of the youth. Znanie. Ponimanie. Umenie. 2015;1:152–161. Russian. DOI: 10.17805/zpu.2015.1.14.
  14. Titarenko LG, Zdravomyslova EA. Sociology in Russia: a brief history. Cham: Palgrave Macmillan; 2017. 169 p.
  15. Yadov VA, editor. Sotsiologiya v Rossii [Sociology in Russia]. Moscow: Publishing House of the Institute of Sociology of the Russian Academy of Sciences; 1998. 696 p. Russian.
  16. Gorshkov MK, Sheregy FE. Russian youth: origins and stages of sociological study. Gumanitarii Yuga Rossii. 2012;3:23–46. Russian.
  17. Yadov VA. Samoregulyatsiya i prognozirovanie sotsial’nogo povedeniya lichnosti: dispozitsionnaya kontseptsiya [Self-regulation and forecasting of a person’s social behaviour: a dispositional concept]. Moscow: TsSPiM; 2013. 376 p. Russian.
  18. Kogan LN. [Spiritual production and culture]. Voprosy dukhovnoi kul’tury sovetskikh rabochikh. 1969;1:3–4. Russian.
  19. Kogan LN. Tsel’ i smysl zhizni cheloveka [The purpose and meaning of human life]. Moscow: Mysl’; 1984. 252 p. Russian.
  20. Bannikova LN, Belova OR, Boronina LN, Vishnevskii SYu, Vishnevskii YuR, Didkovskaya YaV, et al. Student 1995–2016 gg.: dinamika sotsiokul’turnogo razvitiya studenchestva Srednego Urala [Student 1995–2016: dynamics of socio-cultural development of students in the Middle Urals]. Yekaterinburg: Ural Federal University; 2017. 904 p. Russian.
  21. Vishnevskii YuR, Pevnaya MV, Telepaeva DF, Yuzhakova AYu. [The guideline for the future is the formation and deepening of the subjectivity of youth]. In: Zaparii VV, editor. Ural industrial’nyi. Bakuninskie chteniya. Materialy ХIV Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii; 16–17 noyabrya 2020 g.; Ekaterinburg, Rossiya. Tom 2 [The Urals are industrial. Bakunin readings. Proceedings of the 14th All-Russian scientific conference; 2020 November 16–17; Yekaterinburg, Russia. Volume 2]. Yekaterinburg: Izdatel’stvo UMTs UPI; 2020. p. 163–176. Russian.
  22. Gavrilyuk TV. [Cultural agency of the youth of the new working class: practices, norms, spaces]. In: Vishnevskii YuR, Pevnaya MV, editors. XXII Ural’skie sotsiologicheskie chteniya. Natsional’nye proekty i sotsial’no­ekonomicheskoe razvitie Ural’skogo regiona. Materialy Vserossiiskoi nauchno­prakticheskoi konferentsii; 17–18 marta 2020 g.; Ekaterinburg, Rossiya [22nd Ural sociological readings. National projects and socio-economic development of the Ural region. Proceedings of the All-Russian scientific and practical conference; 2020 March 17–18; Yekaterinburg, Russia]. Yekaterinburg: Ural Federal University; 2020. p. 394–399. Russian.
  23. Gavrilyuk TV. [Cultural potential of young teachers of the Russian province: theory and practice of research]. Sotsiologicheskie issledovaniya. 2015;6:102–110. Russian.
Опубликован
2024-04-03
Ключевые слова: социальная субъектность, дихотомия структуры и действия, социальная субъектность молодежи, социология молодежи, советская социология, конкретные социологические исследования
Поддерживающие организации Статья подготовлена при финансовой поддержке Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда в рамках проекта Г23РНФМ-011 «Молодежь России и Беларуси о себе: экономические и социокультурные вызовы настоящего и конструирование горизонтов будущего для сотрудничества».
Как цитировать
Неделевская, И. Г. (2024). Концептуализация социальной субъектности молодежи в социологических исследованиях советского и постсоветского периодов. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 1, 37-44. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/6166