Когнитивно-аксиологические идеи И. Канта и обыденное познание

  • Раиса Нуриевна Дождикова Белорусский национальный технический университет, пр. Независимости, 65, 220013, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Исследуется предложенная И. Кантом концепция истины, которая являет собой синтез корреспондентской и когерентной концепций истины. Рассматриваются три уровня истины обыденного познания: 1) истина реальных вещей (предметное знание), событий (ситуативно-событийное знание) и отношений (коммуникативное знание); 2) когнитивно-практическая истина (знание-навык, знание-рецепт); 3) аксиологическая истина (знания в области религии, морали, искусства). Раскрываются особенности понимания абсолютной и относительной истины обыденного познания, описываются критерии ее достоверности. Отмечается, что истина обыденного познания характеризуется субъективностью, чувственной достоверностью, прагматизмом, ситуативной релятивностью, конкретностью, интуитивностью, соответствием здравому смыслу. Когнитивную позицию И. Канта, предполагающую постоянный поиск истины, можно охарактеризовать как ученое незнание. Философ не отрицал познаваемости мира, а лишь указывал на границы познания.

Биография автора

Раиса Нуриевна Дождикова, Белорусский национальный технический университет, пр. Независимости, 65, 220013, г. Минск, Беларусь

кандидат философских наук, доцент; доцент кафедры философских учений факультета технологий управления и гуманитаризации

Литература

  1. Heine G. K istorii religii i filosofii v Germanii [On the history of religion and philosophy in Germany]. Moscow: Progress; 1994. 227 р. Russian.
  2. Kant I. Sobranie sochinenii. Tom 3 [Collected works. Volume 3]. Gulyga AV, editor. Moscow: Choro; 1994. 678 p. Russian.
  3. Chudinov EM. Priroda nauchnoi istiny [The nature of scientific truth]. Moscow: Politizdat; 1977. 312 р. Russian.
  4. Dozhdikova RN. [The structure and dynamics of everyday cognition]. Vesci BDPU. Seryja 2, Gistoryja. Filasofija. Palitalogija. Sacyjalogija. Jekanomika. Kul’turalogija. 2010;4:63–67. Belarusian.
  5. Dozhdikova RN. Obydennoe poznanie v kontekste tsivilizatsionnogo razvitiya [Everyday cognition in the context of civilisational development]. Minsk: Belarusian National Technical University; 2020. 210 p. Russian.
  6. Dozhdikova RN. Modern structure of everyday cognition. Proceedings of the National Academy of Sciences of Belarus. Humanitarian Series. 2021;66(3):263–270. Russian. DOI: 10.29235/2524-2369-2021-66-3-263-270.
  7. Kant I. Sobranie sochinenii. Tom 4 [Collected works. Volume 4]. Gulyga AV, editor. Moscow: Choro; 1994. [Prolegomena to any future metaphysics that may appear as a science]; p. 5–152. Russian.
  8. Ortega y Gasset J. Chto takoe filosofiya? [What is philosophy?]. Moscow: Nauka; 1991. 403 p. Russian.
  9. Heisenberg V. Fizika i filosofiya. Chast’ i tseloe [Physics and philosophy. Part and whole]. Moscow: Nauka; 1989. 400 p. Russian.
  10. Kant I. Sobranie sochinenii. Tom 5 [Collected works. Volume 5]. Gulyga AV, editor. Moscow: Choro; 1994. 330 p. Russian.
  11. Kant I. Sobranie sochinenii. Tom 4 [Collected works. Volume 4]. Gulyga AV, editor. Moscow: Choro; 1994. [Criticism of practical reason]; p. 373–565. Russian.
  12. Kant I. Sobranie sochinenii. Tom 4 [Collected works. Volume 4]. Gulyga AV, editor. Moscow: Choro; 1994. [Fundamentals of the metaphysics of morality]; p. 153–246. Russian.
  13. Sartre J-P. [Existentialism is humanism]. In: Yakovlev AA, editor. Sumerki bogov [Twilight of the Gods]. Moscow: Politizdat; 1990. p. 319–344. Russian.
  14. Bakhtin MM. Raboty 1920¬kh godov [Works of the 1920s]. Kiev: Next; 1994. 383 p. Russian.
  15. Husserl E. [The crisis of European humanity and philosophy]. Voprosy filosofii. 1986;3:101–116. Russian.
  16. Diogen Laertskii. O zhizni, ucheniyakh i izrecheniyakh znamenitykh filosofov [About the life, teachings and sayings of famous philosophers]. Gasparov ML, translator. Moscow: Mysl’; 1979. 571 p. Russian.
  17. Konfutsii. Besedy i suzhdeniya Konfutsiya [Conversations and judgments of Confucius]. Grishchenkova RV, editor. Saint Petersburg: Kristall; 2001. 1119 p. Russian.
  18. Kant I. Sobranie sochinenii. Tom 6 [Collected works. Volume 6]. Gulyga AV, editor. Moscow: Choro; 1994. [Metaphysics of morals]; p. 224–543. Russian.
  19. Jonas G. Printsip otvetstvennosti. Opyt etiki dlya tekhnologicheskoi tsivilizatsii [The principle of responsibility. The experience of ethics for technological civilisation]. Makhan’kov II, translator. Moscow: Airis-press; 2004. 480 p. Russian.
  20. Sapov VV, compiler. Rimskie stoiki: Seneka, Epiktet, Mark Avrelii [Roman stoics: Seneca, Epictetus, Marcus Aurelius]. Moscow: Respublika; 1995. 463 p. Russian.
  21. Laszlo E. Makrosdvig: k ustoichivosti mira kursom peremen [Macroshift: towards the stability of the world by the course of change]. Danilov YuA, translator. Moscow: Taideks Ko; 2004. 206 p. Russian.
  22. Schweitzer A. Blagogovenie pered zhizn’yu [Reverence for life]. Guseinov AA, translator. Moscow: Progress; 1992. 576 p. Russian.
  23. Dozhdikova RN. About the truth in the scientific and everyday cognition. Voprosy filosofii. 2022;7:98–108. Russian.
  24. Berdyaev N. [Philosophical truth and intellectual truth]. In: Kazakova N, compiler. Vekhi: intelligentsiya v Rossii [Milestones: intelligentsia in Russia]. Moscow: Molodaya gvardiya; 1991. p. 24–42. Russian.
Опубликован
2024-07-01
Ключевые слова: знание, границы, корреспондентская и когерентная концепции истины, истина, обыденное познание, социокод
Как цитировать
Дождикова, Р. Н. (2024). Когнитивно-аксиологические идеи И. Канта и обыденное познание. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 2, 14-21. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/6280