Внешняя политика Китая в условиях глобальной турбулентности на примере реформы институтов Конфуция

  • Хуан Янь Институт марксизма Гуандунского океанического университета, ул. Хайда, 1, 524088, г. Чжаньцзян, Китай
  • Дмитрий Анатольевич Смоляков Линнаньский педагогический университет, ул. Цундин, 29, 524048, г. Чжаньцзян, Китай; Институт философии НАН Беларуси, ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, г. Минск, Беларусь

Аннотация

На примере реформы сети институтов Конфуция исследуются особенности изменения международной политики Китая. Отмечается, что за последние 15 лет институты Конфуция стали играть ключевую роль в расширении международного сотрудничества государства. Однако с недавних пор время данный проект столкнулся с массированной критикой на фоне растущей глобальной турбулентности и напряженности в отношениях между Китаем, Соединенными Штатами Америки и другими странами. Ответом Китая на критику стало последовательное реформирование сети институтов Конфуция, демонстрирующее приверженность государства к двустороннему взаимодействию и отказ от приоритета глобализации. Подчеркивается, что Китай стремится налаживать контакты с развивающимися странами и испытывает сомнения по поводу преодоления напряженности в отношениях с некоторыми развитыми государствами.

Биографии авторов

Хуан Янь, Институт марксизма Гуандунского океанического университета, ул. Хайда, 1, 524088, г. Чжаньцзян, Китай

доктор наук (политические науки и дипломатия); заместитель главы отделения идеологии, нравственности и права

Дмитрий Анатольевич Смоляков, Линнаньский педагогический университет, ул. Цундин, 29, 524048, г. Чжаньцзян, Китай; Институт философии НАН Беларуси, ул. Сурганова, 1, корп. 2, 220072, г. Минск, Беларусь

кандидат философских наук; главный научный сотрудник белорусско-китайского исследовательского центра философии и культуры Линнаньского педагогического университета, старший научный сотрудник Института философии НАН Беларуси

Литература

  1. Lien D, Oh ChH, Selmier W. Confucius institute effects on China’s trade and FDI: isn’t it delightful when folks afar study Hanyu? International Review of Economics & Finance. 2012;21:147–155. DOI: 10.1016/j.iref.2011.05.010.
  2. Lien D, Co CY. The effect of Confucius Institutes on US exports to China: a state level analysis. International Review of Economics & Finance. 2013;27:566–571. DOI: 10.1016/j.iref.2013.01.011.
  3. Zhu K, Yang R. Emerging resources of China’s «soft power»: a case study of Cambodian participants from Chinese higher education programs. Higher Education Policy. 2022;36(1):1–23. DOI: 10.1057/s41307-022-00278-w.
  4. Akhtaruzzaman M, Berg N, Lien D. Confucius Institutes and FDI flows from China to Africa. China Economic Review. 2017;44:241–252. DOI: 10.1016/j.chieco.2017.02.004.
  5. Hartig F. Cultural diplomacy with Chinese characteristics: the case of Confucius Institutes in Australia. Communication, Politics and Culture. 2012;42(2):256–276.
  6. Paradise JF. China and international harmony: the role of Confucius Institutes in bolstering Beijing’s «soft power» paradise. Asian Survey. 2009;49(4):647–669. DOI: 10.1525/as.2009.49.4.647.
  7. Schmidt H. China’s Confucius Institute and the «necessary white body». Canadian Journal of Sociology. 2013;38(4):647–668. DOI: 10.29173/cjs21200.
  8. Yang R. «Soft power» and higher education: an examination of China’s Confucius Institutes. Globalisation, Societies and Education. 2010;8(2):235–245. DOI: 10.1080/14767721003779746.
  9. Ren Z. Confucius Institutes: China’s soft power? [Internet]. 2012 [cited 2024 March 13]. Available from: https://ideas.repec.org/p/jet/dpaper/dpaper330.html.
  10. Jocelyn C. Chinese «soft power» – diplomacy and the Confucius Institute podcast. Sydney Papers. 2008;20(1):33–48.
  11. Brady A-M. Marketing dictatorship: propaganda and thought work in contemporary China. Lanham: Rowman and Littlefield; 2008. 232 p.
  12. Zhao L, Tan S. China’s cultural rise: visions and challenges. China: An International Journal. 2007;5(1):97–108. DOI: 10.1353/chn.2007.0009.
  13. Kluver R. The sage as strategy: nodes, networks, and the quest for geopolitical power in the Confucius Institute. Communication, Culture & Critique. 2014;7(2):192–209. DOI: 10.1111/cccr.12046.
  14. Wang D, Adamson B. War and peace: perceptions of Confucius Institute in China and USA. Asia Pacific Researcher. 2015;24(1):225–234. DOI: 10.1007/s40299-014-0174-5.
  15. Zaharna RS. Confucius Institute: Understanding the relational structure and relational dynamics of network collaboration. In: Wang J, editor. Confucius Institutes and the globalisation of China’s «soft power». Los Angeles: Figueroa Press; 2014. p. 9–31.
  16. Wang J., Kuchumova EV. The importance of Confucius Institutes for Chinese cultural diplomacy. Eurasian Union: Issues of International Relations. 2022;6(46):449–456. Russian. DOI: 10.35775/PSI.2022.46.6.003.
  17. Kussainova АМ, Yuan T. Effective tools of «soft power» in the implementation of China’s foreign policy. Bulletin of L. N. Gumilyov Eurasian National University, Political Science. Regional Studies. Oriental Studies. Turkology Series. 2020;130(1):154-161. DOI: 10.32523/26-16-6887/2020-130-1-154-161.
  18. Khisamutdinova NV, Yang Y. The Confucius Institute in Russia as a communicator of the soft power of Chinese culture. Culture and Civilization. 2022;12(3А):120–126. DOI: 10.34670/AR.2022.25.59.017.
  19. Meng M. Chinese «soft power»: the role of culture and Confucianism [Internet]. 2012 [cited 2024 March 13]. Available from: https://surface.syr.edu/cgi/viewcontent.cgi?params=/context/honors_capstone/article/1184/&path_info=auto_convert.pdf.
  20. Shoemaker TA. Confucius Institute in context: an investigation of Chinese «soft power» [Internet]. Austin: University of Texas at Austin; 2017 [cited 2024 March 13]. Available from: https://web.archive.org/web/20220122062037/https://repositories.lib.utexas.edu/bitstream/handle/2152/75306/shoemakerteresa_Thesisfinal%20.pdf;jsessionid=DEA9E9206C653D-519419F00177CCB7FE?sequence=1.
  21. Zhao Y. Safety risks and countermeasures of international Chinese teachers teaching overseas. Journal of Liaoning Police College. 2022;4:73–80.
  22. Smaliakou D, Wu J, Guo J. The impact of the pandemic on China’s international higher education policy. EdArXiv [Preprint]. 2023 [cited 2024 March 12]. Available from: https://osf.io/preprints/edarxiv/cp4tv/. DOI: 10.35542/osf.io/cp4tv.
  23. Luqiu LR, McCarthy JD. Confucius Institutes: the successful stealth «soft power» penetration of American universities. The Journal of Higher Education. 2019;90(4):1–24. DOI: 10.1080/00221546.2018.1541433.
  24. Hartig F. Communicating China to the world: Confucius Institutes and China’s strategic narratives. Politics. 2015;35(3): 245–258. DOI: 10.1111/1467-9256.12093.
  25. Mosher SW. Confucius institutes: trojan horses with Chinese characteristics [Internet]. 2012 [cited 2024 March 13]. Available from: https://www.pop.org/confucius-institutes-trojan-horses-with-chinese-characteristics/.
  26. Gao Y, Song M. Difficulties in the development of Confucius Institutions in the new era and recommendations for solving problems. Journal of Kaifeng Institute of Education. 2019;6:38–39. Chinese.
  27. Zinevich OV, Selezneva NV. China’s new «soft power» strategy. MGIMO Review of International Relations. 2022;15(6): 36–54. Russian. DOI: 10.24833/2071-8160-2022-6-87-36-54.
Опубликован
2024-08-01
Ключевые слова: внешняя политика Китая, институты Конфуция, глобализация, глобальная турбулентность
Поддерживающие организации Исследование проведено при финансовой поддержке Линнаньского педагогического университета (грант № ZB130102, тема «Путь развития Беларуси: политическая система и модель развития»).
Как цитировать
Янь, Х., & Смоляков, Д. А. (2024). Внешняя политика Китая в условиях глобальной турбулентности на примере реформы институтов Конфуция. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 2, 35-40. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/6310