Искусственный интеллект и образование: проблемы, риски, перспективы

  • Лариса Владимировна Филинская Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь
  • Ирина Владимировна Левицкая Международный институт управления и предпринимательства, ул. Славинского, 1, корп. 3, 220086, г. Минск, Беларусь
  • Алина Андреевна Мисун Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Анализируются преимущества и риски применения искусственного интеллекта в учреждениях высшего образования. Описываются факторы эффективного внедрения нейросетей в процесс обучения. Акцентируется внимание на необходимости разработки норм применения систем искусственного интеллекта. Представляются результаты социологического исследования «Искусственный интеллект глазами студентов: возможности, проблемы, риски», проведенного среди студентов Белорусского государственного университета и Международного института управления и предпринимательства. Данные исследования свидетельствуют об активном использовании генеративного искусственного интеллекта в процессе обучения. Делается вывод о необходимости широкого обсуждения вопросов развития искусственного интеллекта и его внедрения не только в образование, но и в здравоохранение, международную торговлю, юридическую практику и т. д. Междисциплинарный подход к изучению экономических, политических, социальных и правовых аспектов применения ИИ позволит повысить уровень доверия к создаваемым интеллектуальным системам и активизировать международное сотрудничество в сфере развития ИИ.

Биографии авторов

Лариса Владимировна Филинская, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат философских наук, доцент; доцент кафедры социологии факультета философии и социальных наук

Ирина Владимировна Левицкая, Международный институт управления и предпринимательства, ул. Славинского, 1, корп. 3, 220086, г. Минск, Беларусь

кандидат социологических наук, доцент; заведующий кафедрой общеобразовательных дисциплин

Алина Андреевна Мисун, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

студентка факультета философии и социальных наук

Литература

  1. Turing AM. Computing machinery and intelligence. Mind. 1950;59(236):433–460. DOI: 10.1093/mind/LIX.236.433.
  2. Turing A. Mozhet li mashina myslit’? [Can a machine think?] [Internet]. 1960 [cited 2024 April 19]. Available from: http://www.etheroneph.com/files/can_the_machine_think.pdf. Russian.
  3. Wiener N. Men, machines, and the world about them [Internet]. 1950 [cited 2024 April 19]. Available from: https://www. wnyc.org/story/men-machines-and-the-world-about-them.
  4. Wiener N. Men, machines, and the world about [Internat]. 1954 [cited 2024 April 19], p. 65–72. Available from: https:// www.robertspahr.com/teaching/hnm/wiener_men_machines_and_the_world_about.pdf
  5. McCarthy J, Minsky ML, Rochester N, Shannon CE. A proposal for the Dartmouth summer research project on artificial intelligence [Internet]. 2007 [cited 2024 April 20]. Available from: http://jmc.stanford.edu/articles/dartmouth/dartmouth.pdf.
  6. McCarthy J. What is artificial intelligence? Formal Reasoning Group [Internet]. 2007 [cited 2024 April 20]. Available from: https://www-formal.stanford.edu/jmc/whatisai.pdf.
  7. Berezina EA. The use of artificial intelligence in juridical activities. Actual Problems of Russian Law. 2022;17(12):25–38. Russian. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.145.12.025-038.
  8. Akimov AE. Big data, artificial intelligence acited and cloud technologies: digitization of railways. Innovacii i investicii [Internet]. 2023 [cited 2024 April 10];3:150–153. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshie-dannye-iskusstvennyy-intellekt-i-oblachnye-tehnologii-tsifrovizatsiya-zheleznyh-dorog. Russian.
  9. Dolzhenko IB. [ChatGPT and the potential of using generative artificial intelligence in marketing]. Vektor ekonomiki [Internet]. 2023 [cited 2024 April 10];4. Available from: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2023/4/marketingandmanagement/Dolzhenko2.pdf. Russian.
  10. Gorodnova NV. Artificial intelligence in economic diplomacy and international trade. Russian Journal of Innovation Economics. 2021;11(2):565–580. Russian. DOI: 10.18334/vinec.11.2.112214.
  11. Fersht VM, Latkin AP, Ivanova VN. Modern approaches to the use of artificial intelligence in medicine. The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2020;12(1):121–130. Russian. DOI: dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-1/121-130.
  12. Lukichev PM, Chekmarev OP. Risks of artificial intelligence in higher education. Russian Journal of Innovation Economics. 2024;14(2):463–482. Russian. DOI: 10.18334/vinec.14.2.120731.
  13. Hamilton A, Wiliam D, Hattie J. The future of AI in education: 13 things we can do to minimize the damage. ResearchGate [Internet]. 2023 [cited 2024 April 10]. URL: https://www.researchgate.net/publication/373108877_The_Future_of_AI_in_ Education_13_Things_We_Can_Do_to_Minimize_the_Damage/link/64ef1f48f3514c57c4397d37/download?_tp=eyJjb250ZXh0Ijp7ImZpcnN0UGFnZSI6InB1YmxpY2F0aW9uIiwicGFnZSI6InB1YmxpY2F0aW9uIn19.
Опубликован
2024-09-24
Ключевые слова: искусственный интеллект, нейросети, чат-бот ChatGPT, образование, преимущества, угрозы и риски использования искусственного интеллекта в образовании
Как цитировать
Филинская, Л. В., Левицкая, И. В., & Мисун, А. А. (2024). Искусственный интеллект и образование: проблемы, риски, перспективы. Журнал Белорусского государственного университета. Социология, 3, 71-77. Доступно по https://journals.bsu.by/index.php/sociology/article/view/6420