Искусственный интеллект и образование: проблемы, риски, перспективы
Аннотация
Анализируются преимущества и риски применения искусственного интеллекта в учреждениях высшего образования. Описываются факторы эффективного внедрения нейросетей в процесс обучения. Акцентируется внимание на необходимости разработки норм применения систем искусственного интеллекта. Представляются результаты социологического исследования «Искусственный интеллект глазами студентов: возможности, проблемы, риски», проведенного среди студентов Белорусского государственного университета и Международного института управления и предпринимательства. Данные исследования свидетельствуют об активном использовании генеративного искусственного интеллекта в процессе обучения. Делается вывод о необходимости широкого обсуждения вопросов развития искусственного интеллекта и его внедрения не только в образование, но и в здравоохранение, международную торговлю, юридическую практику и т. д. Междисциплинарный подход к изучению экономических, политических, социальных и правовых аспектов применения ИИ позволит повысить уровень доверия к создаваемым интеллектуальным системам и активизировать международное сотрудничество в сфере развития ИИ.
Литература
- Turing AM. Computing machinery and intelligence. Mind. 1950;59(236):433–460. DOI: 10.1093/mind/LIX.236.433.
- Turing A. Mozhet li mashina myslit’? [Can a machine think?] [Internet]. 1960 [cited 2024 April 19]. Available from: http://www.etheroneph.com/files/can_the_machine_think.pdf. Russian.
- Wiener N. Men, machines, and the world about them [Internet]. 1950 [cited 2024 April 19]. Available from: https://www. wnyc.org/story/men-machines-and-the-world-about-them.
- Wiener N. Men, machines, and the world about [Internat]. 1954 [cited 2024 April 19], p. 65–72. Available from: https:// www.robertspahr.com/teaching/hnm/wiener_men_machines_and_the_world_about.pdf
- McCarthy J, Minsky ML, Rochester N, Shannon CE. A proposal for the Dartmouth summer research project on artificial intelligence [Internet]. 2007 [cited 2024 April 20]. Available from: http://jmc.stanford.edu/articles/dartmouth/dartmouth.pdf.
- McCarthy J. What is artificial intelligence? Formal Reasoning Group [Internet]. 2007 [cited 2024 April 20]. Available from: https://www-formal.stanford.edu/jmc/whatisai.pdf.
- Berezina EA. The use of artificial intelligence in juridical activities. Actual Problems of Russian Law. 2022;17(12):25–38. Russian. DOI: 10.17803/1994-1471.2022.145.12.025-038.
- Akimov AE. Big data, artificial intelligence acited and cloud technologies: digitization of railways. Innovacii i investicii [Internet]. 2023 [cited 2024 April 10];3:150–153. Available from: https://cyberleninka.ru/article/n/bolshie-dannye-iskusstvennyy-intellekt-i-oblachnye-tehnologii-tsifrovizatsiya-zheleznyh-dorog. Russian.
- Dolzhenko IB. [ChatGPT and the potential of using generative artificial intelligence in marketing]. Vektor ekonomiki [Internet]. 2023 [cited 2024 April 10];4. Available from: http://www.vectoreconomy.ru/images/publications/2023/4/marketingandmanagement/Dolzhenko2.pdf. Russian.
- Gorodnova NV. Artificial intelligence in economic diplomacy and international trade. Russian Journal of Innovation Economics. 2021;11(2):565–580. Russian. DOI: 10.18334/vinec.11.2.112214.
- Fersht VM, Latkin AP, Ivanova VN. Modern approaches to the use of artificial intelligence in medicine. The Territory of New Opportunities. The Herald of Vladivostok State University of Economics and Service. 2020;12(1):121–130. Russian. DOI: dx.doi.org/10.24866/VVSU/2073-3984/2020-1/121-130.
- Lukichev PM, Chekmarev OP. Risks of artificial intelligence in higher education. Russian Journal of Innovation Economics. 2024;14(2):463–482. Russian. DOI: 10.18334/vinec.14.2.120731.
- Hamilton A, Wiliam D, Hattie J. The future of AI in education: 13 things we can do to minimize the damage. ResearchGate [Internet]. 2023 [cited 2024 April 10]. URL: https://www.researchgate.net/publication/373108877_The_Future_of_AI_in_ Education_13_Things_We_Can_Do_to_Minimize_the_Damage/link/64ef1f48f3514c57c4397d37/download?_tp=eyJjb250ZXh0Ijp7ImZpcnN0UGFnZSI6InB1YmxpY2F0aW9uIiwicGFnZSI6InB1YmxpY2F0aW9uIn19.
Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Социология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).