Социологический анализ интеллектуализации белорусского общества
Аннотация
Выделены ключевые факторы интеллектуализации современного общества, основными среди которых являются научно-технический прогресс и развитие инновационной экономики. Показано, что процесс интеллектуализации может происходить в двух направлениях: путем сокращения доли простого умственного труда и путем увеличения доли сложного умственного труда. Даны определения интеллектуала и ученого как лиц, занятых сложным умственным трудом. Отмечено, что процесс интеллектуализации общества связан с расширением доли умственного труда, прежде всего сложного умственного труда. Проведен теоретический анализ его развития в европейской истории. Обоснована научная актуальность изучения разрыва умственного труда и физического труда. Умственный труд, в отличие от физического труда, связан с престижным образованием, высоким статусом, социальной мобильностью, в том числе доступом в элиту, возможностью более высокого заработка и более позитивным восприятием данного типа труда. На основе результатов социологического опроса, проведенного в 2022 г. Институтом социологии НАН Беларуси, проанализировано восприятие умственного труда белорусским населением. Определены эмпирические индикаторы количественного измерения умственного труда. С использованием указанных индикаторов выявлена степень интеллектуализации современного белорусского общества. Отмечено, что в течение XX в. Беларуси удалось провести интеллектуализацию своего общества и достичь общеевропейских показателей по количеству образованных людей. Установлены факторы, влияющие на процесс интеллектуализации белорусского социума. Сделан вывод о том, что Международной организации труда необходимо фиксировать показатели как физического, так и умственного труда. Кроме того, данная организация должна видеть социальную проблему не только в эксплуатации физически работающих людей, но и в разрыве между долей умственного труда и долей физического труда, поскольку данная ситуация может создавать напряжение в обществе.
Литература
- Weber M. Izbrannye proizvedeniya [Selected works]. Davydova YuN, compiler. Moscow: Progress; 1990. 804 p. Russian.
- Samoilova ES. Naselenie i obrazovanie [Population and education]. Moscow: Statistika; 1978. 143 p. Russian.
- Berdyaev NA. Istoki i smysl russkogo kommunizma [The origins and meaning of Russian communism]. Moscow: Nauka; 1990. 224 p. Russian.
- Fedotov GP. Sud’ba i grekhi Rossii. Tom 1 [The fate and sins of Russia. Volume 1]. Saint Petersburg: Sofia; 1991. 352 p. Russian.
- Mamonenko I. [We don’t need the agro-towns to be empty]. Belhard [Internet]. 2021 [cited 2023 October 10]. Available from: https://www.belhard.com/ru/2021/02/19/%D0%BD%D0%B0%D0%BC-%D0%BD%D0%B5-%D0%BD%D1%83%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D1%87%D1%82%D0%BE%D0%B1%D1%8B-%D0%B0%D0%B3%D1%80%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%BA%D0%B8-%D0%BE%D0%BF%D1%83%D1%81%D1%82/. Russian.
- Drobyshevskii S. [How 21st century technologies are turning us into «waiters». [Internet]. 2021 [cited 2023 February 28]. Video: 21:10 min. Available from: https://www.youtube.com/watch?v=nWg_wwRbhBs. Russian.
- Galtung J. [On the role of intellectuals – exercises in self-criticism]. Vysshee obrazovanie v Evrope. 1976;1(6):25–30. Russian.
- Smelser N. Sotsiologiya [Sociology]. Moscow: Feniks; 1994. 688 p. Russian.
- Zubatov A. Where higher education went wrong. Vestnik vysshei shkoly. 2022;11:4–9. Russian.
- Leonidova GV. Intellectual potential of population: theoretical and methodological framework for research. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast. 2014;1(31):52–71. Russian.
- Gurevich PS, Bueva LP, Lukov VA. Problema intellektualizatsii natsii [The problem of intellectualisation of the nation] [Internet]. 2010 [cited 2024 September 5]. Available from: https://iphras.ru/uplfile/histan/kruglye_stoly_pdf/problema_intellektualizatsii_natsii_2010_№4.pdf. Russian.
Copyright (c) 2024 Журнал Белорусского государственного университета. Социология

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.
Авторы, публикующиеся в данном журнале, соглашаются со следующим:
- Авторы сохраняют за собой авторские права на работу и предоставляют журналу право первой публикации работы на условиях лицензии Creative Commons Attribution-NonCommercial. 4.0 International (CC BY-NC 4.0).
- Авторы сохраняют право заключать отдельные контрактные договоренности, касающиеся неэксклюзивного распространения версии работы в опубликованном здесь виде (например, размещение ее в институтском хранилище, публикацию в книге) со ссылкой на ее оригинальную публикацию в этом журнале.
- Авторы имеют право размещать их работу в интернете (например, в институтском хранилище или на персональном сайте) до и во время процесса рассмотрения ее данным журналом, так как это может привести к продуктивному обсуждению и большему количеству ссылок на данную работу. (См. The Effect of Open Access).