Изучение советской художественной культуры в системе западногерманской советологии (1945–1990)

  • Виктория Анатольевна Андреева Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

Аннотация

Рассматриваются место и роль культурологической советологии в системе западногерманского остфоршунга в период с 1945 по 1990 г. Сделан вывод о том, что внимание к феноменам социалистической культуры СССР, в первую очередь к художественной литературе, было обусловлено дефицитом достоверных источников о развитии идеологического противника в рамках холодной войны, стремлением к выявлению скрытых тенденций социально-политического развития СССР, расцветом социальной истории, культурным поворотом в социогуманитарных исследованиях и интересом политической элиты и широких слоев населения ФРГ к «экзотической» советской культуре. Тематизируется институциональное оформление культурологической советологии, обозначившееся концентрацией исследований этого профиля на кафедрах славистики и восточноевропейской истории, а также в специализированных научно-исследовательских организациях.

Биография автора

Виктория Анатольевна Андреева, Белорусский государственный университет, пр. Независимости, 4, 220030, г. Минск, Беларусь

кандидат исторических наук; преподаватель кафедры истории нового и новейшего времени исторического факультета

Литература

  1. Unger C. R. Ostforschung in Westdeutschland. Die Erforschung des europäischen Ostens und die Deutsche Forschungsgemeinschaft, 1945–1975. Stuttgart, 2007 (in Ger.).
  2. Oberländer E. Das Studium der Geschichte Osteuropas seit 1945. In: Geschichte Osteuropas. Zur Entwicklung einer historischen Disziplin in Deutschland, Österreich und der Schweiz 1945–1990. Stuttgart, 1992. P. 31–38 (in Ger.).
  3. Anweiler O. 25 Jahre Osteuropaforschung – Wissenschaft und Zeitgeschichte. Osteuropa. 1977. Vol. 3. P. 183–191 (in Ger.).
  4. König H. Ostforschung – Bilanz und Ausblick. Osteuropa. 1975. Vol. 8/ 9. P. 786–814 (in Ger.).
  5. Kleindienst T. Die Entwicklung der bundesdeutschen Osteuropaforschung im Spannungsfeld zwischen Wissenschaft und Politik. Marburg, 2009 (in Ger.).
  6. Andreyeva V. A. West German Academic Centres of Research on the System of Education, Literature and Art of the USSR (1949–1990). J. Int. Law Int. Relat. 2013. No. 2. P. 64 –69 (in Russ.).
  7. Beyrau D. Angst und Neugier. Die Sowjetunion in der historischen Forschung der Bundesrepublik während des Kalten Krieges. Osteuropa. 2013. Vol. 2 / 3. P. 211–235 (in Ger.).
  8. Ruffmann K.-H. Einleitung. Kulturpolitik der Sowjetunion. Stuttgart, 1973. S. XI–XXIV (in Ger.).
  9. Schmid O. Ende und Neubeginn der Philologie. Perspektiven für die literaturwissenschaftliche Slavistik. Osteuropa. 2013. Vol. 2–3. P. 31–54 (in Ger.).
  10. Eimermacher K. Die Rezeptionsmechanismen russischer Prosa-Literatur in der zweiten Hälfte des 20. Jahrhunderts in Deutschland. In: Russische Literatur als deutsch-deutscher Brückenschlag (1945–1990). Jena, 2010. P. 35– 60 (in Ger.).
  11. Eichwede W. Abweichendes Denken in der Sowjetunion. Geschichte und Gesellschaft. 1987. Vol. 13, issue 1. P. 39 – 62 (in Ger.).
  12. 30 Jahre «Osteuropa». Osteuropa. 1955. Vol. 5. P. 321–322 (in Ger.).
  13. Zeitschrift Osteuropa [Electronic resource]. URL: http://www.dgo-online.org/publikationen/osteuropa (date of access: 27.09.2016) (in Ger.).
  14. Eimermacher K. Modelle kultureller Wahrnehmung und ihre Funktionalisierung. In: Kultur und/als Übersetzung. Russisch-deutsche Beziehungen im 20. und 21. Jahrhundert. Berlin, 2011. P. 21–37 (in Ger.).
Опубликован
2017-03-30
Ключевые слова: остфоршунг, художественная культура, Советский Союз, Западная Германия, литература, советология, культурологическая советология
Как цитировать
Андреева В. А. Изучение советской художественной культуры в системе западногерманской советологии (1945–1990) // Журнал Белорусского государственного университета. История. 2017. 1. СС. 72-76.